Слайд 1Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего.
Конфуций.
Слайд 2Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация
«Научное общество учащихся»
Средняя школа №6
с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Тема: “Корни русской старины”.
Выполнили:
ученицы 8 класса
Лаврова Настя,
Мухаметдинова Наташа,
ученицы 7 класса
Криницина София,
Балог Наташа,
Руководители:
Айтжанова Наталья Николаевна,
Лундина Светлана Михайловна,
Красноярск 2006-2007 г.г.
Слайд 3
Из поколения в поколение передается опыт многовековой
культуры русского народа.
Чтобы не растерять свою национальную культуру, не
забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции.
Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа.
В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.
Слайд 4
Актуальность темы:
Культура любого народа основана на
его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый
человек.
Проблема:
Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо.
Цель:
Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам.
Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе.
Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”.
Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.
Слайд 5Задачи:
Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”.
Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для
учащихся 4класса).
Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”.
Написать сценарий и провести
по нему праздник Масленицы в начальной школе.
Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”.
Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования.
Методы решения задач:
Посещение библиотеки, КИЦа.
Работа в Интернете.
Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”).
Изучение собранного материала.
Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”.
Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”.
Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы.
Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.
Слайд 714 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал,
просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В
своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны.
библейские сюжеты
Слайд 8изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.
Слайд 9 Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание:
«Христос родился!», гуашь,
Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6
«Спокойствие
в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!»
«Рождественские песни», гелиевая ручка,
Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6
«Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»
Слайд 10 А какая культура может существовать без фольклора?
Холодными зимними
вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась
молодежь на посиделки.
Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.
Слайд 11 Это помогло нам, как участникам, и зрителям узнать как праздновали
Рождество в старину в деревнях Руси и в Енисейской губернии.
Слайд 12 Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну!
Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день
имел свое значение.
Слайд 13«Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия
работ, которые мы приготовили к Масленице.
Слайд 14Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с
песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в
народе нашем и по сей день сохраняются поговорки: “Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”.
Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий.
План сценария “Масленица”:
1. Выход скоморохов под народную музыку.
2. Общая пляска со скоморохами.
3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа).
4. Выход ряженых.
5. Игры: “Ручеек”, “Карусель” и др.
6. Общая песня “Блины”.
7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”.
8. Катания мальчиками девочек на санках.
9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа).
10. Праздничное застолье.
Слайд 15Фольклорный праздник “Масленица”
в начальной школе.
Слайд 18Работы по библейским сюжетам
“Чудное воскрешение”
“Пришествие Марии Магдалины к Тиберию”.
Слайд 20
“Дорога в храм в Пасхальный день”
“Освящение приношений
в Покровском соборе”
Слайд 21Декоративная работа – “Cлавянские писанки”
Слайд 22Коллективные работы учащихся начальной школы.
Все в жизни меняется, а праздник
остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное –
радость, особое волнение, чувство общности с людьми.
Сохраняется веселье, нарядные одежды, подарки, вкусная еда, песни, пляски и обычаи многие из которых мы знаем, помним и хотим продолжать!
Слайд 25Маленькие участники проекта и их старшие наставники