Слайд 1Урок 13
Основы духовно – нравственной
культуры народов России
Культура ислама
Слайд 2Возникновение
ислама
Образование и наука
Литература и искусство
Архитектура
Исламский календарь
План урока:
Слайд 31) Возникновение ислама
Ислам возник в VII веке
на Аравийском полуострове.
Первая мечеть
появилась в
Дербенте (Дагестан).
ИСЛАМ —учение Мухаммеда о смирении перед единым
богом Аллахом.
Приверженцы ислама —МУСУЛЬМАНЕ
КОРАН
(«чтение») —священная книга мусульман.
Слайд 4 На территории России существовало несколько
мусульманских
государств:
Волжская Булгария (X-XII века),
Казанское ханство (XV-XVI века),
Астраханское ханство (XV-XVII века),
Сибирское ханство (XV-XVI века).
с.99
Слайд 5Зарождение ислама связано с именем пророка Мухаммада. …
Город Мекка
622 г
– год хиджры – изгнание
Мухаммада и его сторонников
из
Мекки в Медину. Начало
мусульманского летоисчисления.
630 г. – вступление
Мухаммада в Мекку.
с.99
Слайд 6Гробница
пророка Мухаммада
Гробница
пророка Мухаммада
в Медине
Слайд 72) Образование и наука
Первые столетия истории ислама (VII – XII
века) считаются
золотым временем исламской культуры.
Открывались школы, где люди
изучали
исламское вероучение и
основы различных наук.
В IX веке в Багдаде построили
бумажные мастерские. Появление бумаги, заменившей пергамент и папирус, стало достижением, можно лишь сравнить с изобретением книгопечатания в XV веке.
Слайд 8Ислам благожелательно относился к науке. В средневековых мусульманских странах успешно
развивались математика, астрономия, география, медицина и другие науки.
Страница из арабского
манускрипта
Астролябия
восточной работы
XIII век
Фрагменты исламского
медицинского
трактата и фазы луны
из книги ал-Бируни
с.100
Слайд 9Арабская астролябия (Толедо, 1067 г.)
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории.
Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали
положение видимых звезд на небе.
Слайд 10При дворе правителей – халифов существовал Дом Мудрости – своеобразная
академия наук.
с.101
В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» —
хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Слайд 11Миниатюра «Писец».
(1287, арабский манускрипт «Книги Братьев чистоты», Библиотека мечети Сулеймания,
Стамбул)
По примеру Багдада и в других больших городах были созданы
«Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.
Слайд 12Великим научным достижением стало введение
арабских цифр
В IX веке
мусульманский ученый
Аль – Хорезми написал первую
книгу по алгебре.
Слайд 13Ал-Хорезми
Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских
астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами.
Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.
Слайд 14Мусульмане полагали, что занятия медициной не
противоречат исламской вере. «Источником
медицинской
мудрости» называли выдающегося ученого Абу ар-Рази.
В те времена пациент
часто мог
услышать от врача:
«Нас всего трое: я, ты и болезнь.
Если ты будешь на моей стороне и
не станешь пренебрегать моими
советами, то нас будет двое
против одного, и вдвоем мы
победим болезнь».
Обсудим вместе. см. 101
Слайд 15Мухаммад ибн Закария Рази (865 — 925) — персидский учёный-энциклопедист,
врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были
переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков.
Европейское изображение Ар-Рази в книге, Герарда Кремонского «Канон врачебной науки» (перевод труда Ибн Сины), 1250-1260 гг.
Слайд 16Высшие исламские школы называются медресе. Одно
из самых известных –
«Мухаммадия» - находится в Казани.
Слайд 17Основоположником её был муфтий
Галимжан Галеев Баруди.
На рубеже XIX –XX веков он был известен как видный просветитель, знаток религии, философ.
Слайд 18Медресе Мир-и-Араб служило образцом для медресе, строившихся позже, благодаря своим
взвешенным пропорциям и симметрии.
Медресе Мир-и-Араб
Каир. Мечеть-медресе Султана Хасана
При наиболее
известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.
Слайд 19 Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто
мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата.
Коран с изысканной арабской вязью
В Коране собраны все законы
и заповеди ислама. Любой
мусульманин скажет, что путь
к исламу лежит через Коран.
3) Литература и искусство
Слайд 21Миниатюра из
«1000 и 1 ночи»
Мусульмане всегда любили
слушать и рассказывать сказки. Вместе с товарами купцы и погонщики
верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.
3) Литература и искусство
Слайд 22Иллюстрации к «Сказкам 1000 и 1 ночи»
Простой люд передавал смешные
истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из
этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.
Слайд 23 Каждый знатный человек желал иметь
в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков
Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава.
Слайд 24Фирдоуси
Миниатюра из «Шахнаме»
Особых успехов достигла поэзия в Иране
и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском
языке — фарси.
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934 —1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»).
Слайд 25Фирдоуси читает «Шахнамэ» султану Махмуду.
Художник В. Суреньянц
В ней рассказывается
о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».
Слайд 26.
Поэзия ислама прославляла победы в боях, возвышенное
чувство любви,
в ней говорилось о жизни и смерти.
Алишер Навои
Саади Гулистан
Низами
3) Литература
и искусство
Слайд 27Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре
он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с
помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.
Слайд 28.
Мусульманская культура
славится своими замысловатыми
орнаментами
и каллиграфией.
Каллиграфия – искусство
красивого написания букв и
слов.
Мусульмане следовали словам Мухаммада:
«Письмо – половина знания».
Приверженцы ислама считают, что каллиграфия служит
показателем образованности и духовного развития человека.
«Красота человека – в красоте его письма»,
- говорят они.
Слайд 29Арабская «Вязь».
Это интересно!
Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24
волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера; это зависит
от пристрастий самого мастера, национальных традиций и типа наносимого текста.
Слайд 31.
Орнамент – украшение, узор, искусство
изображения символа.
Он представляет собой
равномерное
чередование линий, фигур, красок,
теней.
Ковер «Шейх - Сафи» XVI
век
Альгамбра.
Слайд 32 Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами,
мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками
— сложными геометрическими, каллиграфическими и растительными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий и созданного на основе точного математического расчета.
Слайд 33.
Идея арабесок созвучна представлениям исламских богословов о «вечно продолжающейся
ткани Вселенной». Изображение людей и животных мусульманством запрещено.
Слайд 34«Голубая мечеть»в Стамбуле.
В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только
местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также
денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
4) Архитектура
Слайд 35Мечеть в Медине.
Средневековый рисунок
4) Архитектура
Главное здание мечети — четырехугольный
молитвенный зал, открытый во двор.
Обширный двор обычно окружала галерея с
колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
Слайд 36Молитвенный зал. Большая мечеть, 961(976) г. Кордова, Андалусия
Задание. см. 106
Слайд 37Убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни
дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых
рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны — и то не всегда — лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор — «вязь из букв».
Соборная мечеть в Кордове
Слайд 38Минарет мечети Пои-Калян.
Около мечети возводили один
или несколько минаретов
— высоких башен.
Слайд 39Минарет (араб.«маяк») — башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с
которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с
мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Минарет аль-Мальвия в Самарре.
Минарет в Хиве.
Слайд 40Храм «Купол Скалы»
в Иерусалиме.
Мавзолей Саманидов строители неизвестны IX век, Бухара
Тадж-Махал,
Индия
Слайд 41Мечеть в
Санкт-Петербурге
Мечеть в
Москве
Мечеть в
Красноярске
Мечеть в Казани кул Шариф
Слайд 42Домашнее задание
Прочитайте с.99-108
Напишите сообщение (формат А-4, на 1 листе, без
титульного листа, поля 1,5 – 2 см) или сделайте презентацию
(4-5 кадров без титульного листа) об исламском календаре (с указанием источника).