Слайд 1Классный час в 9 «Г» классе
по нравственному воспитанию
КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В КОЛЛЕКТИВЕ
Классный
руководитель: Голосова Н. Л.
Слайд 2Человек – существо социальное.
Что это значит?
Человек существует /
живёт, учится, работает/
среди людей: в семье, группе в детском саду,
в
классном коллективе, группе студентов,
среди коллег на работе. Коллектив бывает
разный.
Легко или трудно устанавливать
контакт, общаться с людьми?
Слайд 3Как вы думаете, чего не хватает
ребятам, чтобы наладить контакт
с одноклассниками и общение
было приятным?
Слайд 7
Ситуации:
- Люда из малообеспеченной семьи. В семье трое детей. Люде
приходится донашивать вещи старшей сестры. Она часто выглядит в них
нелепо. Некоторые одноклассницы
подсмеиваются над ней и даже могут сказать в её адрес обидные слова.
Вадим считает, что одноклассники не хотят с ним дружить. Он заходит в класс не здороваясь, а уходит не попрощавшись.
Перемены он проводит в библиотеке или стоит один у окна.
Олег сильнее одноклассников, он считает себя умным и успешным. Олег часто произносит фразы, унижающие достоинство одноклассников. Ребят это очень обижает.
В итоге они перестали общаться с Олегом и он остался один.
Слайд 9 Тема нашего разговора:
Культура
взаимоотношений
в коллективе
Слайд 10Все люди разные по характеру,
по разному воспринимают окружающий
мир,
имеют разный уровень образования
и воспитания, разные манеры поведения.
Как вы думаете,
в каком коллективе
радостно общаться, приятно
сотрудничать?
Слайд 11коллектив
Из каких составляющих складывается
культура взаимоотношений?
Слайд 12Уважение к человеку.
В чём оно заключается?
Это отношение к человеку
как к высшей
ценности. Это общее требование реализуется
через вежливое отношение к
человеку,
признание личностных прав, оптимистический
подход к человеку, недопустимость какого бы
то ни было насилия над личностью, помощь
и поддержка человека.
Слайд 13Мудрые люди говорят:
Вежливость – первая и самая приятная
добродетель.
Локк Д.
Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям.
Руссо Ж.-Ж.
Слайд 14Различают разные оттенки вежливости
Учтивость
Точное соблюдение внешних форм уважения
с определённой
сдержанностью.
Деликатность
Чуткое и бережное отношение к человеку
Любезность
Подчёркнуто внимательное, обходительное и
доброжелательное
отношение к человеку.
Корректность
Вежливо строгое, холодное, официально
уважительное отношение к человеку.
Слайд 15Тактичность
Творческая форма поведения человека,
чуткое и осторожное отношение к
человеку в
трудных, нестандартных
ситуациях.
Это умение человека во всех случаях
поступать в
соответствии с тактом.
Тактичность требует не только
нравственного, но и интеллектуального
решения.
Слайд 16Например:
Человек стремится скрыть свои
физические недостатки. Тактично –
Человеку нанесли обиду,
вызвали у него
боль и страдания. Такт требует
помочь ему в
этом, показать, что вы их
не замечаете.
не обнажать ему раны, не вызывать
новых страданий.
Слайд 17Мудрые люди говорят:
Есть моральная тактичность, которая у
гуманного человека сказывается во
всех
его поступках и которой не имеет злой
человек.
Дидро Д.
Слайд 18К чему приводит бестактность?
/ отсутствие
такта /
Бестактность может причинить другому
человеку обиду, страдания, досаду,
неприятность, унижение достоинства,
хотя «обидчик» и не питает к тому
человеку недоброжелательности.
Приятно ли вам будет оказаться в
такой ситуации?
Слайд 19Если вы не расположены проявлять
доброжелательность к окружающим вас
людям,
тогда просто постарайтесь соблюдать
правила этикета. Они близки к конкретным
правилам вежливости, которые также
называют правилами хорошего тона, хороших
манер, которые предусматривают выражение
доброжелательности, чуткости и внимания к
человеку с помощью внешних форм поведения
и действий: речи, жестов, мимики,
особенностей внешнего облика, движений и
действий.
Слайд 20Правила этикета дают человеку модель
общепринятого поведения и тем самым
облегчают ему
общение с другими
людьми. Этикет даёт возможность
выразить уважение к человеку
общепонятно, легко
и просто.
Слайд 21Мудрые люди говорят:
При помощи такта можно добиться
успеха и в тех
случаях, когда нельзя
ничего сделать при помощи силы.
Леббок Д.
Недостаточно быть добрым, нужно ещё
быть тактичным.
Амиель Г.Ф.
Слайд 22Опустите или закройте глаза.
Подумайте и молча, про себя ответьте:
Вы
себя уважаете?
Что вы чувствуете, когда по отношению к
вам проявляют
неуважение,
бестактность?
Вы хотите, чтобы к вам относились
вежливо, с уважением?
Слайд 23Подумайте о своих одноклассниках:
Я ко всем отношусь вежливо, тактично
или могу
обидеть?
Проанализируйте:
Почему к некоторым одноклассникам я
позволяю себе проявлять бестактность?
Они что-то плохое
сделали по отношению
ко мне?
Мне этот человек мешает учиться,
создаёт мне проблемы?
Его недостатки играют для меня большое
значение?
Слайд 24 Я что, глупый, что могу
обидеть человека просто
так?
Слайд 25В. Боков
ДОБРОЕ СЛОВО
А Вы седой! – сказали мне при встрече.
А
были чёрный! – Был, - ответил Я.
И что-то мне тот
час легло на плечи
И придавило камнем бытия.
-А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали,
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толе мысли
Заволновались нивою густой.
-Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Слайд 26Мудрые люди говорят:
Каков характер, таковы и поступки.
Уважаешь человека – уважаешь
себя.
Быть грубым – значит забыть
собственное достоинство.
Чернышевский Н.Г.