Слайд 1Подготовила Никитина А. 8б
Личность
Слайд 2Личность — это индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность»
помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства
и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.
Слайд 3Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По
мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности.
В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок — это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере своего развития, усвоения социального опыта человечества, он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное начало не является врожденным: человеку от рождения даны только предпосылки перерастания в личность и дальнейшего развития личностного начала.
Слайд 4Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, становление его
как полноценного «общественного существа».
Слайд 5Социализация включает в себя:
∙ обучение и воспитание индивида;
∙ взаимодействие с другими людьми;
∙ освоение
культурных ценностей и норм общества;
∙ приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
∙ освоение
видов совместной общественной деятельности;
∙ нахождение своего места в обществе.
Слайд 6Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются
по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия
самого индивида. Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.
Слайд 7С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная)
социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных
представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.
Слайд 8С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является
овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом
этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей. Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.
Слайд 9В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период
от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется.
Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).
Слайд 10Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков
являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так,
отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.