Слайд 1
Методы и приемы саморегуляции
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Психическая  саморегуляция (ПС) – 
это свойство организма,
которое определяется как регуляция
                                                            
                                    
различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью
                                    психической активности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3О. Микшик, пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:
кто -
                                                            
                                    
то «расклеивается» на физиологическом уровне (в сон клонит после переутомления,
                                    ступор и т.д.);
кто - то на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения);
третий – на социально психологическом уровне сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным установкам: бежит с поля боя, жертвует чужими жизнями во имя своей.
		Человека можно представить, как сложную двухкомпонентную систему, состоящую из телесной и психической подсистем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Темперамент
— биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
                                                            
                                    
отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. 
Особенности
                                    темперамента человека — важное условие, с которым следует считаться при индивидуальной работе с разного рода психическими состояниями. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 6Психологическая саморегуляция.
Три возможных пути влияния на состояние
Человека:
а) изменение тонуса скелетных
                                                            
                                    
мышц и дыхания;
б) активное включение представлений и чувственных образов;
в) использование
                                    программирующей и регулирующей роли слова.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Постановка цели, как первый этап саморегуляции.
Критерии цели, не приносящей удовольствие:
Постоянно
                                                            
                                    
думать о проблемах, которым трудно найти решение. 
Концентрироваться на отсутствующих
                                    у вас средствах. 
Ставить перед собой глобальные цели. 
Ставить перед собой труднодостижимые цели. 
Концентрироваться на том, на что вы не имеете никакого влияния. 
Не утруждать себя определением сроков и критериев.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Методы саморегуляции.
Дыхательная саморегуляция:
1. успокаивающее дыхание
2. активизирующее дыхание
Нейромышечная регуляция
1. расслабление мышц
                                                            
                                    
лица и рук
2. упражнения на напряжение и расслабление групп мышц.
Методы
                                    самовнушения и визуализации
Воздействие на биологически активные точки
Снятие болевых ощущений
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 10Снятие болевых ощущений
(снятие головной боли)
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 12Методы и приемы саморегуляции
Самостоятельно, после подготовки со специалистом
Выполняются самостоятельно
Методы саморегуляции
Совместно
                                                            
                                    
с другими специалистами
Только при участии другого специалиста
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Методы и приемы саморегуляции
активное включение представлений и чувственных образов
Приемы саморегуляции
изменение
                                                            
                                    тонуса скелетных мышц и управление дыханием
Изменение эмоционального реагирования на стресс
управление
                                    вниманием
Изменение субъективной значимости ситуации или особенностей восприятия ситуации 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Виды дыхания
брюшное
ключичное
Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и
                                                            
                                    раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание
                                    является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол). 
Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности.
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Приемы концентрации внимания
Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать. 
Необходимо тренировать
                                                            
                                    
способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя
                                    его до 4-5 минут. 
Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Нервно-мышечная релаксация
   Метод расслабления мышц тела. 
 
                                                            
                                    
 Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса
                                    мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния.
   Данный метод является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса. 
   Данная методика состоит из серии упражнений, направленных на напряжение и последующее расслабление, как определенных мышечных групп, так и отдельных мышц, с целью достижения состояния глубокого расслабления.
   Перед проведением важно определить, есть ли у участника какие-либо противопоказания, связанные с мышечными или нервно-мышечными расстройствами (неврологические нарушения, слабости или повреждения мышц, костная патология). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Визуализация. Самовнушение.
Визуализация является важной составляющей психологической саморегуляции, представляющая собой умение
                                                            
                                    
произвольно создавать яркий мысленный образ (зрительный образ, в ощущениях, звуках).
                                    
Самовнушение – прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушает уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это!». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Аутогенная тренировка
обучение умению концентрировать внимание на определенных объектах и состояниях
овладение
                                                            
                                    методами регуляции мышечного тонуса, релаксация путем
представления состояния тяжести и тепла
АТ
Низшая
                                    ступень 
Высшая ступень
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Медитация
это система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния
                                                            
                                    
сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности.
                                    
способствует нормализации нервных процессов, повышению жизненного тонуса, формированию воли, развитию интеллектуальных способностей, изменению отдельных черт темперамента и характера, улучшению работоспособности, снижению конфликтности при взаимодействии с другими людьми.
в аутогенной тренировке требуется волевое усилие, а в медитации необходимо ни о чем не думать, не делать никаких усилий, наблюдать за происходящими мыслями и ощущениями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Процесс медитации
выход из медитации
собственно медитативное состояние 
расслабление
сосредоточение
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Идеомоторная тренировка
Идеомоторная тренировка позволяет значительно сократить время формирования сложного двигательного
                                                            
                                    
навыка, корректировать ошибки в уже сформированных навыках и снизить вероятность
                                    ошибок в условиях нештатной работы техники.
Идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Идеомоторная тренировка
1. Разминка
сформировать предельно точное мысленное представление о каждом необходимом
                                                            
                                    
для движения физическом качестве и их метафорическое описание. Например: «цепкость
                                    в пальцах и стопах», «приклеиться к телом к стене» и т.п. 
Критерии успешности:
- появление соответствующих ощущений в теле;
- мобилизация, активный настрой на работу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Идеомоторная тренировка
2. Диссоциированное преставление движения
наблюдение со стороны за демонстрацией высококвалифицированным
                                                            
                                    
специалистом или замедленный просмотр видеозаписи идеального выполнения движения;
пошаговое описание, показ
                                    движения;
обучающийся мысленно повторяет всю последовательность движений, запоминает трудные места;
обучаемый с закрытыми глазами представляет себя со стороны выполняющим движение в идеальном варианте.
Критерий успешности:
появление микродвижений;
возможность представить выполнение движения в разное время суток, года и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Идеомоторная тренировка
3. Ассоциированное представление движения
очень медленно переводят «образ движения», мысленно
                                                            
                                    
подключая только те группы мышц, которые активно участвуют в движении;
постепенно
                                    ускорять до реального времени, при неточностях – вернуться к прежнему медленному темпу;
выделение основного элемента, определяющий успешность всего движения;
подобрать точную словесную формулировку, позволяющую быстро перейти к оптимальному для этого движения состояния;
мысленно повторить все движение слитно, произнося про себя найденную формулу
Критерии успешности:
желательно, чтобы при этом возникали самые минимальные движения в соответствующих мышцах (происходит установление идеомоторных связей);
чувство слитности мысленного образа с включенными в движение мышцами, целостности, слитности движения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Идеомоторная тренировка
Формирование навыков работы 
 во внештатных ситуациях:
Войти в состояние
                                                            
                                    
релаксации;
Представить себя в рабочей ситуации. Например: за рулем автомобиля, работающим
                                    со сложным оборудованием и т.п.;
Мысленно представить свои действия в штатной ситуации и изменения, которые происходят в самой ситуации. Например: рука переключает режим работы оборудования, меняются показатели датчиков, кто находится рядом и т.п.;
Представить возникновение нештатной ситуации и свои действия до нормализации обстановки;
Привести мысленные представления в соответствие с требуемым темпом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Ассоциативная методика саморегуляции:
Возможно применение методики, как в качестве психотерапевтической, так
                                                            
                                    
и психокоррекционной. 
Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) рекомендуется проводить в
                                    закрытой группе. 	
Количество участников в группе не должно превышать 10-12 человек. 
Цикл занятий состоит из 10 ежедневных занятий под руководством ведущего.
Продолжительность каждого занятия около часа.