Слайд 1Моделирование на уроках окружающего мира как средство формирования УУД
Матушкина Л.Н.
Слайд 2Модель – мысленная представляемая или материально реализованная система, которая, отображая
или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, так, что её
изучение даёт нам новую информацию об этом объекте.
В.А. Штофф
Слайд 3Модель – некий образ, используемый в качестве его заместителя для
выяснения или уточнения тех или иных характеристик.
Слайд 4Вещественные типы моделей:
Модели, отображающие пространственные особенности объектов.
Модели, имеющие физическое подобие
с оригиналом.
Математические и кибернетические модели, отображающие структурные свойства объектов.
Слайд 5Мысленные модели:
Образно-иконические (чертежи, рисунки, стержни, шары и т.п.)
Знаковые (например, формула
алгебраического уравнения и т.п.)
Слайд 6Модель – эта форма абстракции особого рода, в которой существенные
отношения объекта закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и
отношениях вещественных и знаковых элементов.
Слайд 7Модели и связанные с ними представления являются продуктами сложной познавательной
деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала и
его «очищение» от случайных моментов.
Слайд 8Дидактическая ценность моделирования
Средство систематического повторения изученного материала.
Позволяет глубоко и обстоятельно
разобраться в явлении.
Приучает грамотно строить логические рассуждения.
Формирует алгоритмическую культуру.
Дисциплинирует внимание.
Приучает
проявлять настойчивость, инициативу и изобретательность в достижении цели.
Играет важную роль в формировании исследовательских умений.
Слайд 9В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта
другим предметом, изображением, знаком, символом.
Слайд 10Использование моделей в речевой деятельности
Восприятие и анализ разнообразных предметов, живых
объектов и явлений окружающего мира и составлению на этой основе
описательных, сравнительных и объяснительных рассказов.
В процессе ознакомления с научно-познавательными текстами.
Слайд 113. Составление собственных природоведческих рассказов, сказок, придумывание загадок.
4.
Освоение наиболее сложных текстов – текстов-рассуждений, доказательств, опирающихся на физические
и химические законы, некоторые элементарные законы логики.
Слайд 12Виды моделей
Предметные (воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов).
Предметно-схематические
(существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков).
Слайд 13Структура изучения нового явления природы
Проверка гипотез в процессе
эксперимента с самими физическими объектами или их моделями.
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ИЗУЧЕНО
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Слайд 14Моделирование как УУД
Кодирование/замещение
Декодирование/считывание информации
Умение использовать наглядные модели, отражающие пространственное расположение
предметов или отношения между предметами или их частями для решения
задач
Умение строить схемы, модели и т.п.
Слайд 15Этапы учебного моделирования
Предварительный анализ текста
Перевод текста на знаково-символический язык, который
может осуществляться вещественными или графическими средствами
Построение модели
Работа с моделью
Соотнесение результатов,
полученных на модели, с реальностью
Слайд 16Основное назначение модели – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к
скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Слайд 18Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы
Построение обобщённых моделей различных
групп растений и животных
Слайд 22
Солнце ниже
Дни короче
ПОХОЛОДАНИЕ
Почва замерзает
Дождь сменяется снегом
Водоёмы
замерзают,
остывают
Слайд 23Осеннее похолодание
растения
животные
Труд людей
Слайд 24ЗИМА
Пушистая
шерсть
Морозы
Снег
Изменение
окраски
Нет корма
Спят
Используют
запасы
Ищут корм
Слайд 30Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы
в природе
Используются схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды
в природе, смену дня и ночи, времён года, сезонные изменения в жизни растений.
Слайд 31Моделирование, отражающее способы деятельности с природными объектами
Элементами моделирования трудового процесса
могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его
выполнения, изображения объектов до начала работы с ними и после.
Слайд 32Использование моделей для ознакомления с комнатными растениями
Слайд 33Моделирование, отражающее особенности взаимодействия человека и природы
Выполняются моделирования, иллюстрирующие многоаспектную
значимость природы в жизни человека, позитивные и негативные результаты его
деятельности в природе.
Слайд 35Значение окружающей природы для жизни людей
Слайд 37Моделирование, формирующее естественно-научные понятия
Понимание закономерностей окружающего мира, с опорой на
чувственный опыт и обеспечивают переход от понятия явления к его
сущности.
Слайд 38
Приёмы работы с моделями
Привести примеры
объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели.
Подобрать из готовых карточек соответствующий объекту
символ
«Расшифровать» схему, объяснить изображённые процессы.
Найти ошибку в расположении схематических карточек.
Слайд 39пар
туча
поверхность земли
море
грунт
Слайд 41Приёмы работы
Расставить карточки-схемы правильно.
Придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой
модели.
Дополнить (закончить) моделируемый ряд или схему.
Слайд 42Природа
неживая
живая
Солнце
воздух
вода
камни
человек
животные
растения
грибы
микробы
Слайд 44Приёмы работы с моделями
Подумать, что будет, если убрать один из
элементов моделируемого объекта.
Выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных
схем.