Слайд 1Правила владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной
собственности.
Муниципальная собственность на землю: изменения в законодательстве РФ.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА
ЗЕМЛЮ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Слайд 2Муниципальная собственность на землю
это собственность муниципальных образований в пределах их
черты
Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации
и частных земель.
Слайд 3Критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности
- земельные участки, занятые
зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
-
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и земли.
Слайд 4В соответствии с п. 2 ст. 212 и п. 1
ст. 215 ГК субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения
и другие муниципальные образования.
муниципальными образованиями признаются:
- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Слайд 5 - муниципальный район - несколько поселений или поселений и
межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление
осуществляется в целях решения вопросов местного значения.
- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
- внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Слайд 6Городские населенные пункты подразделяются:
сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов
человек);
крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов
человек);
крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);
средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);
малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек).
Слайд 7
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Площадь городских населенных пунктов составляет 128,0 тыс. га.
Наибольшую
площадь занимает областной центр – город Новосибирск, его площадь 50026
га (39,2 % от площади городских населенных пунктов).
К сельским населенным пунктам отнесены села, деревни, поселки, и другие. Их площадь составляет 137,6 тыс. га.
Слайд 832,9 % (82,1 тыс. га) от площади земель населенных пунктов
занимают крупные города Новосибирской области:
г. Новосибирск - 50,0 тыс.
га, г. Куйбышев - 10,4 тыс. га,
г. Татарск - 8,0 тыс.га,
г. Барабинск - 6,9 тыс.га,
г. Бердск – 6,8 тыс. га.
Слайд 9Земли, находящиеся в границах населенных пунктов составляют 265,6 тыс. га,
что на 0,4 тыс. га больше, чем в предыдущем году.
Основанием изменения площади земель данной категории явились нормативные акты, принятые в установленном порядке Правительством Новосибирской области о переводе земельных участков в земли населенных пунктов и включении в границы населенных пунктов земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в основном, для индивидуального жилищного строительства.
Слайд 10В соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника
в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать
органы местного самоуправления (в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов) либо население непосредственно.
п. 3 ст. 18 ЗК РФ предусматривает одновременное прекращение права собственности на земельный участок, от права на который собственник отказался, и возникновение муниципальной собственности на данный участок.
Слайд 11Для успешного развития муниципальных образований ЗК РФ предусматривает возможность безвозмездной
передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность этих муниципальных
образований.
Федеральное имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Слайд 12В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно
передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том
числе за пределами границ муниципальных образований.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК.
Слайд 13Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
резервирование земель для
муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч.
выкуп муниципальной земли;
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Слайд 14Новации в земельном законодательстве
Внесены существенные изменения в регулирование договора аренды
земельного участка
Изменены нормы о продлении аренды:
Исключены положения о
преимущественных правах арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Договор аренды заключенный на торгах, должен на новый срок тоже заключаться на торгах.
Слайд 15
Арендатор земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на
новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п.15 ст.39.8 ЗК РФ).
Слайд 16С 01.03.2015г. по истечении срока договора аренды он не может
быть продлен, кроме случаев, установленных законом, а именно:
1) земельный участок
предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе,…);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Слайд 17Пунктом 11 ст. 39.8 ЗК РФ устанавливаются сроки аренды земельных
участков в зависимости от целей их предоставления, в случаях, не
предусмотренных данным пунктом – договоры заключаются на срок 49 лет.
Ранее сроки аренды земельных участков установлены не были.
Слайд 18Обмен земельными участками
ЗК РФ дополнен главой V.2, в соответствии с
которой появилась возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности (ст.39.21-39.22 ЗК РФ)
Слайд 19Обмен участками введен как процедура, упрощающая изъятие земли для государственных
и муниципальных нужд
Установлены следующие случаи обмена:
1. обмен земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
Слайд 202. обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен
в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры.
Слайд 21Сервитут
ЗК РФ дополнен главой V.3 об установлении сервитута в отношении
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Слайд 22Изменения затронули порядок установления сервитутов (права ограниченного пользования чужим земельным
участком) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме
того изменения внесены и в ст. 274 ГК РФ (право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)).
Слайд 23В ст. 39.23 ЗК РФ предусматриваются три случая, в которых,
в частности, допустимо установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся
в публичной собственности:
- размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
- проведение изыскательских работ;
- ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Слайд 24Существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены п.1 ст.39.25 ЗК
РФ
В случае заключения соглашения об установлении сервитута, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ, без государственного кадастрового учета части земельного участка и без государственной регистрации сервитута.