Слайд 1Общение и коммуникация
Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны
общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
Слайд 2Общение
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя
обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Слайд 3Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
Интерактивная сторона (организация
взаимодействия между индивидами);
Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)
Слайд 4Вербальная коммуникация
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью
понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два
принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.
Слайд 5Невербальная коммуникация:
Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы,
кожные реакции, пространственно-временная организация общения, контакт глазами.
Акустическая система, включающая
в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
Слайд 6виды взаимодействия:
групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
конкуренция (соперничество),
конфликт.
Слайд 7Условия, для того чтобы общение было эффективным
равенство психологических позиций социальных
субъектов независимо от их социального статуса;
равенство в признании активной
коммуникативной роли друг друга;
равенство в психологической взаимоподдержке
Слайд 8теория обмена
Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится
уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и
приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:
чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Слайд 9символический интеракционизм
Авторы Дж. Мид и Г.Блумер. Согласно этой теории
поведение людей по отношению друг к другу и к предметам
окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:
незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);
значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).
Слайд 10теория управления впечатлениями
Автор Э.Гофман. Согласно этой теории социальные ситуации
взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и
поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.
Слайд 11Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:
уместностью принятых управленческих решений;
четким распределением обязанностей
среди сотрудников;
умелым разрешением конфликтов.
Слайд 12Перцепция
Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
Человек осознает
себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К
ним относятся:
познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);
познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Слайд 13Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:
умением устанавливать психологический контакт;
учетом
особенностей коммуникативного воздействия;
аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
эффективностью
использования вербальных и невербальных средств общения.