Во-первых, понятие «П.» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название П. может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений. Название П. нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Их сторонники продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута, искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях П. тождественна понятиям «альтернативной» или «девиантной» науки.
Во-вторых, понятие «П.» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).
В последнем случае велик шанс превращения «народной науки» впсевдонауку. В США, к примеру, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук» и пр. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Др. вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на тематике, имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — англ. аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» амер. психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), постулирующие существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивающие роль определенных природных закономерностей.
Самостоятельный тип П. представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений). Это в той или иной мере теоретикоподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. «Оккультные науки» опираются на натурфилософские теории и др. мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск «жизненного эликсира» или составление гороскопа, прослеживание «линий судьбы» по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и ун-ты, присуждают и получают ученые степени и звания, открывают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм.
Как паранаука помогает познавать мир
Метоскопия (от греч. «наблюдение лба») - гадание по линиям лба, которое как бы дает возможность узнать как умственный так и нравственный облик человека,а так же все то, что с ним произошло или произойдет в будущем.
метопоскопия
Уфология
Парапсихология
Средневековая иллюстрация астролого-анатомического содержания
Теоретической основой европейской школы астрологии принято считать Изумрудную скрижаль Гермеса Трисмегиста, которая провозгласила принцип подобия «того, что вверху, тому, что внизу».
Немало астрологов считают астрологию наукой. Большинство мировых академий и научных сообществ астрологию наукой не считает. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона астрология поименована как …наука предсказывания судьбы человека по положению светил на небе. …признавалась многими астрономами и учеными старого времени (Парацельс, Карлан, Тихо де Браге, Кеплер и др.). Сам ход астрологического анализа, особенно на этапе интерпретации символов в терминах реальной жизни, связан с высокой степенью субъективности, и опирается в большей степени на интуицию астролога, чем на научное знание.
Небольшую часть традиционно астрологических знаний можно признать научными - это в первую очередь астрономические знания о движении планет, и развёрнутая классификация, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, а также классификации событий. Нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии. Однако чисто “научная” часть астрологии достаточно бедна и явно недостаточна для решения большинства задач астрологического анализа. В последнее время предпринимаются попытки построить научную астрологию с использованием статистики, а также попытки автоматизации интерпретации карт рождения и прогнозов с помощью компьютера. Эти направления также развиваются и совершенствуются.
Вселенная. Гравюра на дереве. К. Фламмарион (Париж, 1888). Раскраска Хайкенвальдер Хуго (Вена, 1998).
Классификация
В нумерологии все слова, имена и числа могут быть сведены к единичным разрядам, которые соответствуют определенным оккультным характеристикам, влияющим на жизнь человека. То есть за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнеров — в бизнесе, браке, а также в обществе.
Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной науки, разумеется, не было. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделенными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.
Несмотря на то, что нумерология получила большую популярность сравнительно недавно, на самом деле она принадлежит к одной из древнейших наук. До некоторой степени уже сами числа образуют собственный язык, который понимали и которым пользовались многие первобытные племена, поддерживая связи между собой на языке чисел. А в древних алфавитах (например, в древнееврейском) численные значения приписывались и буквам. И до сих пор это широко применяется во многих языковых традициях, например, пишут пункт а), б), в), вместо числовой нумерации.
Пентаграмма (pentagram)
Мир построен на силе чисел.
Пифагор
Каждое число имеет некую силу, которую цифра или
символ для обозначения цифры выражают не только
количественно. Эти силы заключаются в оккультных
связях между отношениями вещей и принципов
в природе, выражениями которых они являются.
Корнелиус Агриппа
Классификация
Мантика
Существующие у разных народов бесчисленно многообразные способы гадания классифицируются в специальной литературе по двум формально-типологическим признакам: гадание по внешним "знамениям" и гадание по "внутреннему просветлению" (ясновидение).
К первому типу относятся следующие виды гадания:
по небесным телам (астрология);
по огню (пиромантия);
по метеорологическим явлениям (гром, град, радуга и т. п.):
по воде;
по лопаточной кости (скапулимантия);
по решету (коскиномантия);
по "священным" книгам (библиомантия);
по старинным стихам (рапсодомантия);
по птицам и их полету (орнитомантия);
по внутренностям животных (гаруспиция);
по строению человеческого тела (морфоскопия и физиогномика);
по строению руки (хиромантия);
по цифрам (арифмомантия);
по землетрясениям (геомантия);
по дыму (ливаномантия);
по чаше с водой (каттабомантия);
по движениям змей (офиомантия);
по зеркалу (катанстромантия);
по движениям жука (критомантия).
Ко второму типу относятся следующие виды гадания:
по сновидениям (онейроскопия и онейрокритика);
по "непосредственному откровению" (пресмология и ясновидение);
по „показаниям покойника” (некромантия).
Классификация
Основные представления физиогномики зародились в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему предписано природой. Особенно почитали физиогномику на Востоке, полагая, что весь жизненный путь человека можно предсказать по лицу. В Китае физиогномика считалась полноправной отраслью медицины. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой для определений многих типологий характеров. О физиогномике писал Аристотель, элементы физиогномических исследований содержатся в работах древнегреческого ученого Теофраста, средневекового философа Иоанна Скота, и Леонардо да Винчи. Первая подробная работа по физиогномике — четырехтомные «Физиогномические фрагменты» Иоганна Каспара Лафатера (1775—1778) — увидела свет во второй половине XVIII в.
Попытки возродить в XX в. идеи физиогномики не нашли подтверждения в научных исследованиях. В философии культуры "физигномический" подход развивал в 1920-1930-х годах Рудольф Касснер.
Классификация
Судебное почерковедение
Судебное почерковедение — это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность. Исследование рукописных текстов проводят эксперты-почерковеды, основываясь на данных судебного почерковедения. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической.
Криминалистическое исследование письма состоит из двух подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследования — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенностях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.
Телепатия бывает двух форм: чувственная и мыслимая. Чувственная телепатия — телепатия, при которой в нервной системе объекта телепатии воссоздаются чувства другого человека. Высшая степень такой телепатии — возникновение сенсорных ощущений. Такая телепатия редко бывает осознанной на начальном этапе, но при возникновении сенсорных ощущений неизбежно осознаётся как явление, приходящее извне. Мыслимая телепатия — телепатия, при которой в нервной системе объекта воссоздаются процессы, ведущие к образованию в сознании звуковых и зрительных ощущений. Людей, владеющих этим умением и принято называть телепатами.
В середине ХХ века, когда в популярной прессе широко освещалась тема «паранормальных явлений», в качестве метода для проверки телепатических способностей наиболее широко применялись карты Зенера. Ни в одном серьёзном исследовании эффект телепатии не дал результатов лучших, нежели среднестатистические результаты простого угадывания.
С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры — New Age и Викка: первая, оставляя возможность для мультикультуральности, оперирует чрезвычайно простыми понятиями психической энергии, медитации и духовного опыта; вторая строится на поклонении неким обобщенным божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становятся «Магия Хаоса» и дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем.
Паралельно с этим, усиливается интерес к экзотическим традициям, «ускользнувшим» от внимания оккультистов начала XX века, таким как Бон, Дзогчен, различные формы Вуду (сантерия, кандомбле), радикальные индийские культы капаликов и натхов.
Большая часть экспериментов в области внечувственного восприятия отличается методологической некорректностью и невоспроизводимостью, т.е. не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности эксперимента. Приверженцы концепции внечувственного восприятия объясняют невоспроизводимость особенностями экстрасенсорного восприятия, декларируя их неустойчивость вследствие появления неизвестных «неблагоприятных» внутренних или внешних условий либо требующих труднодостижимых и легко нарушаемых особых состояний психики участников эксперимента, т.е. остаются эзотерическими практиками, декларирующими зависимость результатов от личности оператора и невоспроизводимость эффекта инструментальными средствами.
Иезекииль: "И я видел, и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы на свет пламени и середины огня; из середины его видно было подобие четырех животных... И вид у этих животных был как у горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходили из огня..."
Пси-фа́ктор — общий термин, используемый в парапсихологии для обозначения паранормальных явлений, а также парапсихических способностей людей и животных.
Пси-фактор животных (экстрасенсорное восприятие животных) — предполагаемая парапсихологическая способность животных ощущать воздействие сил, необъяснимых с точки зрения науки. Например, существует мнение, что некоторые животные могут предупреждать о стихийных бедствиях.
Разновидности паранормальных явлений:
Телепатия
телекинез (психокинез)
ясновидение (и яснослышание)
яснознание
Проскопия
Прекогниция
Ретроскопия
Дальновидение
Суггестия (Мысленное внушение)
Ретропсихокинез
Пирокинез (пирогения)
Полтергейст
Биолокация
Информационно-перцептивная биолокация
Энергетически-перцептивная биолокация
Psi-целительство
Биоэнергетическое целительство
Астральная проекция («внетелесный выход»)
Астральный двойник («астральное тело»)
Призрак (фантом, привидение)
Ченнелинг (англ. channeling)
Спиритизм
Реинкарнация
Материализация «мыслеформ»
Телепортация
Левитация
Кожно-оптическое восприятие
Яснообоняние, ясноосязание
Биопритяжение предметов
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть