Слайд 1ГОУ школа № 336
ПРОГРАММА
«МАСТЕРСТВО»
Профессиональный
портфолио учителя
в системе методической работы
образовательного учреждения
Слайд 2ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Программа квалификационных испытаний любого педагога содержит инвариантную часть –
требования к социально-профессиональной компетентности.
Структура этой программы представлена 4-мя блоками:
общекультурная компетентность, компетентность в области образовательной политики, психолого-педагогическую компетентность и компетентность в области саморазвития субъектов образовательного процесса.
Слайд 3ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Учитель должен уметь предъявить педагогическому и образовательному сообществу систему
профессиональных знаний, профессиональной деятельности, ценностно-целевых ориентаций и профессионально-личностных мотиваций образовательной
деятельности. По результативности этих систем определяется готовность педагога достигать результатов при решении профессиональных задач на основе единства системы знаний, системы деятельности и системы ценностей, т.е. устанавливается уровень его социально-профессиональной компетентности..
Слайд 4ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Учителя часто испытывают затруднения в проведении анализа результативности своей
деятельности, не владеют информацией о собственной деятельности в динамике и
в системе.
Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку
Слайд 5ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но
и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять
активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю деятельность: от рефлексии над собственными проблемами при определении и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу
Слайд 6ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Обновление современной школы происходит в прямой зависимости от педагогического
творчества учителя.
Профессиональное развитие учителя – это рост, становление, интеграция
и реализация в педагогическом труде профессиональных значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – формирование у него способности к самооценке – рефлексии.
Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.
Слайд 7ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Важная цель создания портфолио – представить отчет о работе
учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий
и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
Слайд 8ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать
задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения
и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Слайд 9ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и
потребности, свое видение окружающей действительности, а значит и свое представление
о том, что должен содержать портфолио.
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени (за последние 3 года).
Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Слайд 10ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Общие сведения:
Фамилия, Имя, Отчество
Образование
Специальность
Квалификация
Стаж
педагогической работы
Занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
Нагрузка
Слайд 11ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Самообразование учителя:
тема самообразования и материалы по ней
курсы
повышения квалификации
творческие работы на курсах повышения квалификации
участие в
конференциях, круглых столах, семинарах
участие в экспериментальной работе
В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, свидетельства и дипломы о повышении квалификации, доклады, публикации, творческие работы, исследования, отражающие участие в экспериментальной работе.
Слайд 12ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Официальные документы.
Достижения учителя:
грамоты
благодарности
награды
звания
В
этом разделе помещаются все имеющиеся
у педагога сертифицированные документы, подтверждающие
его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы но получение) и т.д. Перечень документов заверяется подписью директора школы и печатью школы.
Слайд 13ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Методическая работа:
участие в методическом объединении учебного заведения, города
учебные
программы (в т.ч. авторские)
программы итоговых и промежуточных аттестаций
планы
уроков, анализ уроков
контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем
методические разработки
обучающие программы, презентации к урокам
мультимедийные разработки педагога
В этом разделе помещаются
название методической темы и разработки по ней, планы уроков и их анализ, контрольно-диагностические материалы, а также имеющиеся у педагога, доклады, презентации и материалы отражающие участие в методической работе.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Слайд 14ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
на уровне школы
на муниципальном уровне
на региональном уровне
на всероссийском уровне
на международном уровне
В этом разделе помещаются
документы (дипломы, грамоты) и фотографии, подтверждающие участие и получение призовых мест в конкурсах всех уровней.
Слайд 15ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
В этом
разделе помещаются
обоснование применения и
перечень используемых технологий, конспектов уроков и внеклассных мероприятий (с указанием классов), демонстрирующих их эффективность, анализ прогнозируемых и имеющейся результативности.
Слайд 16ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Распространение передового опыта
открытые уроки
выступления на семинарах, конференциях
материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах
публикации
В этом разделе
отражаются материалы о наличии собственной системы методической работы, публикации, участие в мастер-классах, круглых столах, конференциях, стажировках, разработка и реализация авторской концепций, программ, проектов, виды творческих работ, участие в инновационной деятельности (название, форма, уровень представления, результативность, отзывы)
Слайд 17ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Достижения учеников
результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
проектные
работы учащихся
описание творческих работ учащихся
показатели качества знаний учащихся
за последние 3 года
отчеты по срезам знаний
рейтинг учеников
В этом разделе отражаются материалы по анализу результативности ОП в аспекте показа динамики учебных достижений обучающихся за последние три года (соответствие ЗУН учащихся государственному образовательному стандарту, соответствие полученного результата возможностям учащихся), анализ участия детей в олимпиадах и научно-практических конференциях муниципального, регионального, российского уровней.
Слайд 18ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Внеклассная работа
проекты с использованием ИТ
программы кружков, факультативов
предметные недели, олимпиады, конкурсы
задания олимпиад, интеллектуальных марафонов
сценарии внеклассных
мероприятий
экскурсионная работа.
В этом разделе отражается описание системы внеурочной деятельности по предмету (показ ее компонентов, содержания, используемых технологий), результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспектах личных достижений учителя и учащихся, системы воспитательной работы в классе, ее влияния на развитие воспитательного пространства школы. Анализ результативности деятельности классного руководителя в аспектах: динамика уровня воспитанности, коммуникативной компетентности учащихся;
участия детского коллектива в реализации социально – значимых инициатив. Показ конструктивного сотрудничества: педагогического, родительского и ученического сообщества.
Слайд 19ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и
ее результатах.
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных
уровней об учителе, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем.
Слайд 20ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
ТРЕБОВАНИЯ к ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО
систематичность и регулярность самомониторинга,
структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
аккуратность
и эстетичность оформления;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
наглядность и обоснованность презентации.
Слайд 21ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА ПОРТФОЛИО
Методический портфель может быть представлен файловой папкой.
Презентация или публичная защита портфолио
проводится во время творческого отчета
МО в школе – ежегодно
и аттестации педагога – один раз в 5 лет.
Материалы методического портфолио становятся основой
для анализа деятельности учителя и представления на гранты.
Слайд 22ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
КОНКУРС ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
Основными задачами конкурса являются:
Отбор и систематизация
материалов профессиональных достижений учителя;
Создание полного банка данных результатов деятельности
учителя;
Выявление наиболее ценного опыта учителей для дальнейшего распространения в педагогическом коллективе;
Оказание методической помощи педагогам, готовящим материалы и заинтересованным в поощрении собственной деятельности по результатам анализа своих достижений;
Поощрение наиболее успешных учителей.