Слайд 1Презентацию выполнила учитель истории и обществознания Берёзовской СОШ Нижнеингашского района
Красноярского края Майорова Л.Н.
Предпосылки правомерного поведения
Слайд 2Обсудим высказывание
« Право и долг подобны пальмам, которые не приносят
плодов, если не растут одна рядом с другой»
Ф.Ламенне (1782-1854),французский философ
Слайд 3Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы
не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти
образцы в повседневную жизнь.
Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.
Слайд 4Основные вопросы для изучения
1.Правосознание
2.Структура правосознания и уровни правосознания
3.Правовая культура и
её функции
4.Правомерное поведение
Слайд 5Правосознание- это отношение людей к праву
Какими с вашей точки зрения
должны быть законы?
Какие законодательные акты РФ соответствуют вашему представлению о
законах?
Слайд 6Структура правосознания
стр.218
правосознание
Знание права
Правовая идеология
Правовая психология
Правовая установка
Слайд 7Уровни правосознания
стр.219
научное
профессиональное
обыденное
Слайд 8Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний?
«Депутаты
ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований»
Чтобы
навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь»
«Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»
Слайд 9Дайте определения понятиям:
Правовая идеология
Правовая психология
Правовая установка
Слайд 10Дайте определения понятиям:
Правовая идеология-отношение к правовым знаниям, их оценка с
точки зрения ценностей.
Правовая психология- чувства и эмоции, выражающие отношение к
праву.
Правовая установка-готовность к соблюдению норм права
Слайд 11Взаимодействие права и правосознания
1.правосознание влияет на правотворчество
( учёт уровня правосознания
населения)
2.правосознание учитывается в ходе правоприменения ( решение судьи = закон
+правосознание)
3.уровень правосознания способствует соблюдению закона
Приведите примеры из своего собственного опыта.
Слайд 12Правовая культура и её функции
Правовая культура личности- часть общей культуры,
уровень знания права и уважительное отношение к нему.
Правовая культура общества-
уровень развития правосознания и правовой активности
Слайд 13Функции правовой культуры стр.222
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Прогностическая
Нормативно-ценностная
Проиллюстрируйте примерами данные функции
Слайд 14Черты современной Правовой культуры
Определяющее значение прав и свобод в правовом
обществе
Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку
Правовая активность
граждан
Правозащитная и правоприменительная деятельность государства
Слайд 15Правовой нигилизм
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как
социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения
людей.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
Слайд 16Формы выражения правового нигилизма
1) прямые преднамеренные нарушения действующих закoнов
2) массовое
несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
3) издание противоречивых, параллельных или даже
взаимоисключающих правовых актoв;
4) подмена закoнности политической и идеологической целесообразностью;
5) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
6) нарушения прав человека
Слайд 17Причины правового нигилизма
Субъективистский подход
Основной причиной правового нигилизма является знание людей
о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о
правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает.
Объективистский подход
Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания.
Слайд 18Причины правового нигилизма в российском обществе:
Недостатки проводимых преобразований
Незавершённость правовой реформы
Неэффективная
работа государственных органов
Нарушение законодательства
Коррупция и проблемы в борьбе с преступностью
Слайд 19Выскажите свою точку зрения:
Известный юрист Сергей Алексеев так говорил о правовом нигилизме
в России:
«О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне,
а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».
Слайд 20Пути преодоления правового нигилизма:
повышение общей и правовой культуры граждан, их
правового и морального сознания;
совершенствование законодательства;
профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;
упрочение
законности и правопорядка, государственной дисциплины;
уважение и всемерная защита прав личности;
массовое просвещение и правовое воспитание населения;
подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
Слайд 21Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам.
Работая с текстом на
стр.224 выпишите основные признаки правомерного поведения.
Оцените свое поведение ,
исходя из принципов правомерности.
Слайд 22Виды правомерного поведения стр.225
Слайд 23Предпосылки формирования правомерного поведения
Юридические : правовые связи и зависимости
Психологические: осознание
необходимости правомерного поведения
Социальные: влияние определённой социальной среды
Личностные: правовое воспитание
Слайд 24Обсудим высказывание:
«Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли ему
нужна информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять,
что является законным»
Ж.Карбонье, французский юрист
Слайд 25Домашнее задание
Вопросы и задания стр.228, мини –исследование «Уровень правосознания старшеклассников
нашей школы»
Слайд 26Использованные материалы
Обществознание 10 класс М,Просвещение,2015 §21
mypresentation.ru
www.metod-kopilka.ru
urss.ru
fullref.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://jurkom74.ru/
animalharness.com