Слайд 1
Обществознание. 10 класс
Познание и знание.
Урок № 2
Ушакова Л.А., учитель
ГБОУ СОШ № 518 Санкт - Петербурга
Слайд 31. И чувственное, и рациональное познание:
1)формирует знания и представления
о предмете
2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения
4)дает наглядный
образ предмета
Слайд 42. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,
что они:
1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства
3)могут передаваться из
поколения в поколение
4)необходимы человеку для рациональной деятельности
Слайд 53. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем
мире
2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий
4)использует логические умозаключения
Слайд 64. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет»,
–является результатом:
1)теоретического анализа
2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения
4)обобщения
повседневного
опыта
Слайд 75. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А.Для науки характерно постижение
закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б.Для науки характерно описание, объяснение
и предсказание процессов и явлений действительности.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Слайд 86. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы
чувств человека, называются:
1) представлениями
2) ощущениями
3) гипотезами
4)
понятиями
Слайд 97. Рациональное — это познание:
с помощью наблюдения
прямого контакта
с помощью
интуиции
с помощью мышления
Слайд 10В Калифорнийском университете провели сравнение спокойного и фрагментированного сна. У людей брали анализ
крови после хорошего и некачественного ночного времяпрепровождения. Оказалось, что у тех, кто
часто просыпался, вставал, работал ночью или развлекался, анализы крови не соответствуют их возрасту!
Состояние клеток крови было таким, будто испытуемым на 5–10 лет больше, чем на самом деле. В частности, угнеталась работа генов, которые отвечают за нормальное кровяное давление и сопротивляемость инфекциям.
Какой уровень научного познания
отражен в тексте?
Приведите аргументы.
Слайд 11«Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь». Джон Рёскин
Истина
ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает.
Ф. Шиллер.
Истина — солнце разума. Люк де Клапье Вовенарг.
Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя. Джордано Бруно
«Утром познав истину, к вечеру можно умереть». Конфуций
Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей. Л.Н.Толстой
С учёным, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать. Конфуций
Какое высказывание вам понравилось и почему?
Слайд 13Какое определение истины вам кажется более точным?
Истина- соответствие наших знаний
о предмете самому предмету.
Истина – незыблемое, не меняющееся со временем
утверждение.
Истина- те выводы,
с которыми все согласны.
Истина- то, во что
человек верит.
Слайд 14истина
истина
Относительная
Абсолютная
Субъективная
Объективная
Слайд 15Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и
обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это
неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.
Слайд 16Абсолютную истину нельзя дополнить; содержание относительных истин постоянно расширяется и
дополняется. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о
том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, относительная истина, которая зависит от методов, способов и точности измерения этой скорости.
Слайд 17Истина – адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее
от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Слайд 18Несмотря на то, что существует чёткое определение истины, смысл этого
слова для каждого человека разный.
Для гуманитарных, естественных, точных наук,
а так же для философии и логики понятие истины немного отличается.
Но все учёные сходятся во мнении, что невозможно познать истину в полном объёме.
Правда у каждого своя, а вот истина одна!
Слайд 19Истина и заблуждение
- Вы слышали, что Англию часто называют самой
дождливой страной? Но это заблуждение. На самом деле, например, в
Лондоне в год выпадает 590 миллиметров осадков, тогда как в Риме 760, а в Милане 1000. Можно утверждать, что Лондон — один из самых сухих городов в Европе.
Слайд 20 Страусы прячут голову в песок.
До сих пор не
известно ни одного достоверного случая, когда бы страус зарыл свою
голову в землю: дышать ему было бы нечем. Страусы наклоняются к песку не для того, чтобы зарыть туда голову. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке. А при виде опасности страусы делают то, что на их месте сделал бы любой, чьи конечности могут развивать скорость до 70 километров в час, — убегают.
Слайд 21А вы знаете, что Шерлок Холмс никогда не говорил фразу
«Элементарно, Ватсон!»? Ни в одном из 56 рассказов и 4
романов Холмс не использовал этих слов.
Заблуждение — это противоположность истины, содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.
Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник.
Ложь – искажение
действительности,
преднамеренное введение в
заблуждение
Слайд 22Как вы думаете, в чём причина наших заблуждений?
Заблуждения обусловлены:
-
отсутствием полной и точной информации об интересующем нас предмете и
необходимых средств для её обработки,
- сложностью решаемых проблем,
- стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
Рудаки
Слайд 24Домашнее задание: § 6
Напишите эссе по одной из тем:
«Три вещи
нельзя скрывать : солнце, луну и истину». Гаутама (Будда)
«Одно
дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла». Пьер Абеляр
Слайд 25Интернет – ресурсы:
Титульный слайд : http://lizaluch26.blogspot.ru/2015/03/blog-post.html
Повторение. 2-й слайд: http://mypresentation.ru/presentation/14236_povtorenie_materiala
Слайд
3: http://prostorost.ru/samopoznanie-lichnosti-glavnyj-potencial-cheloveka/
Слайд 5: http://online-test.com.ua/character/online-test-samopoznanie
Слайд 6: http://duhovnyyput.ucoz.com/
http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html
Задача об уровне познания: http://www.aif.ru/health/life/volshebnyy_son_kak_on_vliyaet_na_samochuvstvie
http://kaifodrom.ru/sleep/
Слайд 26Интернет – ресурсы:
Органы чувств: http://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-v-5-klase-kak-chelovek-pozna-t-mir-i-samogo-sebja.html
Высказывания об истине: http://www.wisdoms.ru/65_4.html
Слайд «Истина»: http://kupidonchik.org/v-chem-raznitsa-mezhdu-istinoy-i-pravdoy-sushhnost-istinyi/
Платон
мне друг, а истина дороже:
http://www.psychologos.ru/articles/view/istina
Истина и заблуждение: http://chto-est-istina.ru/
Заблуждение: http://luchevseh.com/145/
http://rasper-bg.com/?p=2234 http://pamm-fxprofit.com/foreks-dlya-novichkov/mif-i-realnost-o-torgovle-na-foreks-v-banke-s-licenziej-cb-rf.html
О пользе знаний: http://www.wisdoms.ru/60_1.html