Слайд 1РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
По модулю: «Организация и управление трудовым коллективом»
Слайд 2ЗАДАЧА №1
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Позор».
Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки, и,
несмотря на то, что работа на 99 процентов сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания (позиция преследователя).
Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя (позиция жертвы).
Слайд 3Решение
Если руководитель поймет, что обращает больше внимания на ошибки, чем на достижения
подчиненных, то следует проанализировать достоинства и негативные качества как работы
сотрудника, так и его самого как личности. Так активизируется состояние «специалист Я» вместо критического патерналистского «Я», и нормальные коммуникации будут восстановлены.
Слайд 4ЗАДАЧА №2
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Позор»
Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки, и,
несмотря на то, что работа на 99 процентов сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания (позиция преследователя). Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя (позиция жертвы).
Слайд 5Решение
Сотруднику необходимо сознательно активизировать свое состояние «специалист Я» и стимулировать такое же состояние у руководителя четким
разграничением достоинств и ошибок в работе и подчеркиванием достоинств, Сотрудник укрепится в
состоянии «специалист Я», и конфликт будет улажен.
Слайд 6ЗАДАЧА №3
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Я глуп».
Сотрудница, ранее занимавшаяся закупками,
получила другое назначение и очень хорошо справляется с работой. Однако она постоянно задает шефу вопросы, на которые прекрасно может ответить сама. Сознавая это, руководитель каждый раз реагирует на такие вопросы раздраженно, от чего страдают не только отношения с этой сотрудницей, но и климат в коллективе.
Слайд 7Решение
Сотрудница находится в состоянии приспосабливания («ученик Я»).
Чтобы перевести ее в состояние «специалист Я», следует постоянно спрашивать ее, как она делала свою работу
раньше, и ждать конкретного ответа. Для поддержания состояния «специалист Я»
применяются следующие вопросы: какие у вас представления об этом? как это можно сделать, по вашему мнению? какой информации вам недостает, чтобы принять самостоятельное решение? какой опыт решения подобных вопросов у вас есть? и др.
Слайд 8ЗАДАЧА №4
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Я глуп»
Сотрудница, ранее занимавшаяся закупками,
получила другое назначение и очень хорошо справляется с работой. Однако она постоянно задает шефу вопросы, на которые прекрасно может ответить сама. Сознавая это, руководитель каждый раз реагирует на такие вопросы раздраженно, от чего страдают не только отношения с этой сотрудницей, но и климат в коллективе.
Слайд 9Решение
Если вы видите неадекватную реакцию коллег или начальства на ваши вопросы, то
это означает, что вы могли бы решить их сами. Проблема заключается в том, что
вы не можете классифицировать недостающую информацию на важную и второстепенную из-за недостаточности опыта- Вопросы о важной информации вам следует задавать, а касающиеся второстепенной — решать самостоятельно. С приобретением опыта к вам придет уверенность в действиях и вы будете решать все вопросы сами, не нуждаясь в постоянном подтверждении правильности решений со стороны коллег и руководителя- Записывайте все вопросы и варианты их решения, и вы увидите, какие из них являются простыми, а какие требуют коллективного решения.
Слайд 10ЗАДАЧА №5
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации.
Помните о том, что вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Сейчас я тебе
покажу».
Руководитель говорит опоздавшему сотруднику: «А вы знаете, который уже час?» Сотрудник виновато отвечает: «Извините, пожалуйста, за опоздание, это больше не повторится». Руководитель (угрожающе): «Вы уже третий раз за эту неделю опаздываете на работу. Я не буду больше с этим мириться». Не зная, как реагировать, подчиненный молчит.
Слайд 11Решение
Проясните для себя, какие мотивы есть у вас для того, чтобы
играть в эту игру, оцените для себя распекаемого сотрудника. Если
ваша оценка положительна, то, выражая свое недовольство его поведением, вы, прежде всего, должны подчеркнуть его значимость, а затем критиковать: «Господин А, я ценю вас как ответственного и надежного работника, но вынужден констатировать, что на этой неделе вы трижды опоздали на работу. Мне хотелось бы, чтобы в будущем наша совместная работа была более приятной. Что вы собираетесь в дальнейшем предпринять, чтобы исключить опоздания?» Таким образом, стимулируется состояние «специалист Я» у вас на вашего подчиненного.
Слайд 12ЗАДАЧА №6
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Сейчас я тебе покажу».
Руководитель говорит опоздавшему сотруднику: «А вы
знаете, который уже час?» Сотрудник виновато отвечает: «Извините, пожалуйста, за опоздание, это больше не повторится». Руководитель (угрожающе): «Вы уже третий раз за эту неделю опаздываете на работу. Я не буду больше с этим мириться». Не зная, как реагировать, подчиненный молчит.
Слайд 13Решение
Ваш начальник формально прав, только он слишком импульсивно реагирует, задевая ваше достоинство. Разрешение ситуации зависит
только от вас. Ваш ответ должен быть из состояния «специалист
Я», а не «ученик Я», спокойным и конструктивным: «Вы правы, я действительно трижды опаздывал на этой неделе, но уже предпринял определенные меры, чтобы в будущем быть пунктуальным».
Слайд 14ЗАДАЧА №7
Представьте себе, что Вы начальник отдела. Каждый день Вы решаете различные психологические
проблемы.
Ниже приведены конкретные ситуации, требующие Вашего внимания.
Укажите, какие решения Вы примете.
Между вашими подчиненными возник конфликт, мешающий им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к Вам, чтобы Вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Какова Ваша позиция в данной ситуации?
Слайд 15Решение
Ситуация относится к межличностным конфликтам. Для ее разрешения необходимо выслушать
обе стороны по отдельности, собраться всем вместе и обсудить спорные
вопросы, найти компромисс.
Слайд 16ЗАДАЧА №8
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Да, но».
На совещании торговых агентов А
сообщает, что постоянно теряет заказы из-за того, что конкуренты стали производить новую продукцию и продавать ее по заниженным ценам (позиция жертвы). Коллеги делятся с ним своим опытом успешного конкурирования каждый в своей области и дают советы (позиция спасителя), но все предложения А отвергает, находя в них изъяны и твердя, что в его области эти приемы не срабатывают, Чем больше возражает А, тем больше ему стараются помочь. Через некоторое время руководитель Б замечает: «Я вижу, что вы не хотите ничего изменить, и у меня совершенно пропало желание продолжать это обсуждение!» Наступает тишина и общая неловкость.
Слайд 17Решение
Б находится в роли преследователя. Нужно перейти в роль спасителя и понять, что А не готов принять советы,
воспринимая их через призму собственных предрассудков и комплексов и отвергая
без анализа, Б должен предложить решение в следующей форме: «Я вижу, вы столкнулись с трудностями и сомневаетесь в эффективности наших предложений. Я предлагаю составить список предложений без обсуждений. Вы потом сами их изучите и сможете воспользоваться».
Слайд 18ЗАДАЧА №9
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Да, но».
На совещании торговых агентов А сообщает, что
постоянно теряет заказы из-за того, что конкуренты стали производить новую продукцию и продавать ее по заниженным ценам (позиция жертвы). Коллеги делятся с ним своим опытом успешного конкурирования каждый в своей области и дают советы (позиция спасителя), но все предложения А отвергает, находя в них изъяны и твердя, что в его области эти приемы не срабатывают, Чем больше возражает А, тем больше ему стараются помочь. Через некоторое время руководитель Б замечает: «Я вижу, что вы не хотите ничего изменить, и у меня совершенно пропало желание продолжать это обсуждение!» Наступает тишина и общая неловкость.
Слайд 19Решение
А находится в нервозно-подавленном состоянии, ощущает свою беспомощность и не видит выхода из
положения («ученик Я»). С целью перехода в состояние «специалист Я»
следует записать все предложения коллег без исключения и обдумать после совещания в спокойной обстановке. Кроме того, надо обязательно проанализировать свое состояние «ученик Я» на совещании, чтобы научиться сначала, контролировать его, а затем избегать.
Слайд 20ЗАДАЧА №10
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Сам увидишь, что из всего
этого получится»
Руководитель А дает задание Б приобрести оборудование определенной марки. Б пытается объяснить ему, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но А, за которым последнее слово, подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает Б в его правильности. Б соглашается: «Ну хорошо, если вы так думаете, то я приобрету это оборудование», - одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять А на скрытом уровне, что он не согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его последствия. Через некоторое время мнение Б подтверждается, и оборудование демонтируется. Когда А вызывает к себе Б, чтобы проанализировать причину неудачи, тот отвечает: «Вы же сами хотели приобрести именно это - А я с самого начала предупреждал вас, что оборудование никуда не годится». Таким образом, скрытая коммуникация становится явной и порождает смену ролей и напряженность в общении.
Слайд 21Решение
Если при разговоре с подчиненными вы слышите какие-либо аргументы против вашего решения, то постарайтесь
конструктивно с ними разобраться. Помните о том, что многие сотрудники робеют перед начальством, а мнение специалистов должно
быть решающим в вопросах, относящихся больше к их компетенции, нежели к компетенции руководителя. Особенно внимательно относитесь к контраргументам и радуйтесь тому, что сотрудник ответственно относится к делу и предупреждает о возможных трудностях. Он может подметить важные моменты и предложить нужные решения.
Слайд 22ЗАДАЧА №11
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Сам увидишь, что из всего
этого получится»
Руководитель А дает задание Б приобрести оборудование определенной марки. Б пытается объяснить ему, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но А, за которым последнее слово, подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает Б в его правильности. Б соглашается: «Ну хорошо, если вы так думаете, то я приобрету это оборудование», - одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять А на скрытом уровне, что он не согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его последствия. Через некоторое время мнение Б подтверждается, и оборудование демонтируется. Когда А вызывает к себе Б, чтобы проанализировать причину неудачи, тот отвечает: «Вы же сами хотели приобрести именно это - А я с самого начала предупреждал вас, что оборудование никуда не годится». Таким образом, скрытая коммуникация становится явной и порождает смену ролей и напряженность в общении.
Слайд 23Решение
Если вам не удалось убедить шефа никаким способом, то не старайтесь отомстить ему
за невнимание к вашему мнению, соглашаясь с видимой покорностью с
неправильным решением. Скажите шефу, что вам надо обдумать это задание, и запишите все аргументы «за» и «против», а также возможные решения по преодолению недостатков принятого решения. Покажите ваши записи руководителю в удобное для вас обоих время. Он будет их читать из состояния «специалист Я», а не из бунтарского «ученик Я», как при первом разговоре. В результате дискуссии будет выработано оптимальное решение и сохранятся добрые отношения руководителя и сотрудника.
Слайд 24ЗАДАЧА №12
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Пни меня»
Работник А в целом знает свое дело хорошо
и выполняет его достаточно качественно. Но при этом постоянно совершает мелкие ошибки, которых вполне можно избежать. Начальник Б каждый раз вызывает его к себе для объяснений и А получает «пинок», который на время делает его внимательнее. Затем ситуация повторяется.
Слайд 25Решение
Проанализируйте свое отношение к работнику А; выказываете ли вы ему признательность за хорошую работу или принимаете это как должное.
Во втором случае начните поощрять его хорошую работу одновременно с тщательным контролем. Обязательно
соизмеряйте интенсивность контроля с частотой допущенных ошибок. Чем меньше ошибок, тем меньше контроля- Скажите А о своем двойственном отношении к его работе; с одной стороны, вам нравится качество его работы, а с другой — очень раздражают нелепые погрешности. Спросите, что он собирается предпринять, чтобы избегать подобных ситуаций. Если эта тактика после многократного применения не дает никакого результата, то в спокойном и деловом тоне укажите сотруднику на возможные последствия его поведения в форме: «Как вы считаете, что может предпринять администрация, если вы и впредь будете допускать такие ошибки?» Если этот последний стимул состояния «специалист Я» не действует на работника, то стоит подумать о его должностных или иных перемещениях.
Слайд 26ЗАДАЧА №13
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли подчинённого.
Ситуация «Пни меня»
Работник А в целом знает свое дело хорошо
и выполняет его достаточно качественно. Но при этом постоянно совершает мелкие ошибки, которых вполне можно избежать. Начальник Б каждый раз вызывает его к себе для объяснений и А получает «пинок», который на время делает его внимательнее. Затем ситуация повторяется.
Слайд 27Решение
При возникновении конфликтов с руководством из-за ошибок в вашей работе проверьте правильность выполняемых действий. Если
вы все делаете правильно, но тем не менее совершаете ошибки, то проанализируйте из состояния «специалист Я»
ситуацию в целом для выявления сопутствующих работе обстоятельств, которые вызывают ошибки. Разработайте систему самоконтроля для избегания спешки и перегрузок в работе, научитесь дружески, но твердо пресекать попытки отвлечь вас от прямых обязанностей. Подумайте о том, что позитивная оценка вашего труда важна не только для руководителя, но и для вас. С укреплением внутренней дисциплины пройдет напряженность во время труда, вызывающая ошибки, и качество работы повысится.
Слайд 28ЗАДАЧА №14
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что
вы находитесь в роли руководителя.
Ситуация «Зал суда»
Ответственный за сбыт А и ответственный за
рекламу Б не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. В возбужденном состоянии они приходят к общему руководителю и описывают ему ситуацию, чтобы он сам решил проблему. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро участники беседы или один руководитель понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения. К дискуссии часто подключаются сотрудники соперничающих отделов, которым отводится роль присяжных в суде. В итоге появляется проигравший, который склонен мстить за проигрыш. Так программируется еще одна подобная игра или более разрушительный конфликт.
Слайд 29Решение
Ваш опыт подсказывает вам правильное решение, но не позволяйте себе высказываться
по этому поводу. Переведите дискуссию в деловое русло, и велика
вероятность того, что противники придут к согласию и без вас. Если же вы займете одну из позиций, то получите победителя, который будет постоянно апеллировать к вам, и проигравшего, который будет мстить и провоцировать новые игры. Предложите спорящим взвесить все «за» и «против» в прямом диалоге в вашем присутствии как нейтрального советчика. В конце беседы оба участника сформулируют приемлемое для обоих решение.
Слайд 30ЗАДАЧА №15
Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения
конфликтной ситуации. Помните о том, что вы находитесь в роли
подчинённого.
Ситуация «Зал суда»
Ответственный за сбыт А и ответственный за рекламу Б не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. В возбужденном состоянии они приходят к общему руководителю и описывают ему ситуацию, чтобы он сам решил проблему. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро участники беседы или один руководитель понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения. К дискуссии часто подключаются сотрудники соперничающих отделов, которым отводится роль присяжных в суде. В итоге появляется проигравший, который склонен мстить за проигрыш. Так программируется еще одна подобная игра или более разрушительный конфликт.
Слайд 31Решение
Если вы твердо уверены, что ваши аргументы убедительнее, но ваш коллега не замечает
этого, избегайте призывать руководителя в союзники. Это подорвет ваш авторитет
как специалиста в своей области. Следует активизировать состояние «специалист Я»: позитивно взглянуть на аргументы коллеги и конструктивно воспринять его предубеждение. Не цепляйтесь за свою позицию из соображений престижа, и напряженность атмосферы спадет сама.