Слайд 1Психологическое сопровождение введения ФГОС
в начальной школе
Педагог-психолог
Мартиросян Офелия
Григорьевна
МБОУ СОШ № 198 города Новосибирска
Слайд 2Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка:
-начинается
систематическое обучение в общеобразовательном учреждении;
- расширяется сфера его взаимодействия с
окружающим миром;
- изменяется социальный статус;
-увеличивается потребность в самовыражении.
Слайд 3Особенность современного
начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у обучающихся необходимо сформировать универсальные учебные действия (УУД)
Слайд 4В широком значении термин УУД означает учится, т.е. способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
В более узком «собственно психологическом значении»-совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5Основные виды УУД:
-личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях)
-регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности)
-познавательные (включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы)
-коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)
Слайд 6Роль психолога в формировании УУД
Реализация ФГОС нового поколения делает обязательной,
конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.
Слайд 7
Цель:
создание социально-психологических условий для развития личности обучающегося и его успешного
обучения
Слайд 8Задачи:
-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития
в процессе школьного обучения;
-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию
и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
Слайд 9Основные направления деятельности
Слайд 101. Диагностико–коррекционная работа (развивающая)- выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности
определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных
и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавщихся компонентов пчихического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Слайд 112. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением,
воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для
учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрас тную ступень.
Слайд 123. Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми
к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители
Слайд 134. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей
к психологической культуре:
- участие в организации введения ФГОС;
- участие в
методическом сопровождении введения ФГОС;
- проведение мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий и особенностей адаптации учащихся первых классов;
- участие в организации и проведении курсов повышения квалификации (кадровое обеспечение введения ФГОС);
- участие в информационно- аналитическом обеспечении введения ФГОС.
Слайд 16Источники:
http://www.sch997.ru/index/soprovogzhdenie_fgos/0-96
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
Газета «Педагогическое обозрение»
Стандарты второго поколения.Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&icolor=&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=