Слайд 1Автор : Овчинникова Анна 4 «Б» класс ГОУ СОШ №108
Москва
Научный руководитель: Куприянова Марина Анатольевна - учитель нач.кл.
Научный консультант:
Азнаурян Игорь Эрикович - Руководитель Центра
охраны зрения детей и подростков, детский офтальмолог
РАДОСТЬ
ЯСНОГО
ВЗОРА
Слайд 2Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Английский поэт Уильям Блейк
Слайд 3Актуальность
Большинство детей рождаются дальнозоркими, это объясняется маленьким размером
глазного яблока. Однако по мере роста ребенка оно увеличивается, и
в норме оптический фокус перемещается на сетчатку. К сожалению, этот процесс часто бывает нарушен, что приводит к зрительным осложнениям. По результатам ежегодных осмотров школьников, острота зрения снижается в основном у детей 4-5 классов, поэтому необходимо своевременно и доступно научить детей бережно относится к своему зрению.
Слайд 4Проблема
Мы получаем 90% внешней информации за счет зрения.
В наше время, когда детям открыт доступ к различной информации,
практически не ограничены ни время, ни средства ее получения, очень важно соблюдать режим зрительных нагрузок.
Слайд 5Цель проекта - дать практические советы, которые помогут сохранить зрение
школьникам в процессе обучения.
Слайд 6Анкетирование
Сначала мы определили уровень знаний у одноклассников в вопросах сохранения
зрения и узнали о соблюдении ими режима гигиены зрения с
помощью анкетирования.
Слайд 7Открытый урок «Радость ясного взора»
Слайд 10Внутреннее строение глазного яблока
Глаз - является главным органом зрения. Его
внешняя оболочка – склера - прозрачная только на передней части
глазного яблока, где формирует выпуклый купол - роговицу. Она прозрачная так, что виден цвет радужной оболочки глаза. Отверстие в радужке - зрачок пропускает свет.
Слайд 11Внутреннее строение глазного яблока
Под склерой находится сосудистая оболочка глаза, затем
- тонкая, чувствительная
к свету, оболочка - сетчатка. Внутренняя часть глаза
заполнена желеобразным
веществом - стекловидное тело.
Слайд 12Внутреннее строение глазного яблока
Слайд 13Формирование изображения
Свет проходит через зрачок, затем через хрусталик, который фокусирует
изображение на сетчатке. Свет возбуждает миллионы фоторецепторов в сетчатке, они
превращают свет в нервные импульсы, которые проходят по зрительному нерву. Нервные волокна каждого глаза ведут в два полушария головного мозга, доходят до зрительной зоны головного мозга, где формируется изображение.
Слайд 14Близорукость
Близорукий человек плохо видит предметы, находящиеся на расстоянии.
Это происходит из-за того, что хрусталик слишком выпуклый, и поэтому
воспринимаемое изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. То есть глаз у таких людей как бы слишком длинный. Для коррекции близорукости используются контактные линзы или очки, удлиняющие ход световых лучей, чтобы они фокусировались точно на сетчатке.
Слайд 15Дальнозоркость
Это заболевание противоположно близорукости: дальнозоркий человек не видит
предметы, находящиеся вблизи. Его хрусталик недостаточно выпуклый, поэтому изображение фокусируется
позади сетчатки.
Слайд 16Инфекционные болезни глаз
Конъюнктивит – заболевание глаз, вызванное воспалением
тонкого прозрачного слоя клеток, защищающих роговицу, конъюнктивы.
«Ячмень» -
гнойное воспаление внутреннего краешка века.
Береги
зрение смолоду
Глаза – наши наиважнейшие органы чувств. Для полноценного восприятия мира необходимо постоянно содержать их в отличной форме. Ничто не заменит нам драгоценного зрения, поэтому мы рекомендуем следующие практические советы, которые помогут сохранить его остроту и вести активный и познавательный образ жизни:
Правильно организуй свое рабочее место: письменный стол расположи поближе к окну, рука при письме не должна создавать тень на бумаге, у правши свет должен падать с левой стороны, у левши – с правой; рассеянное естественное освещение идеально подходит для любых занятий; расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть равно длине руки, согнутой в локте; после каждых 40 минут учебных занятий необходим десятиминутный перерыв.
Расстояние при просмотре телевизора должно быть таким, чтобы с одной стороны изображение было четко видно, а с другой – чтобы глаза не утомлялись. Считается, что оптимальное расстояние – это 4 диагонали экрана телевизора; свет от люстры не должен отражаться на экране; изображение на экране не должно быть высвечено ярким естественным светом; нельзя долго прозябать перед телевизором – это вредно не только для физического, но и для психического здоровья.
Умывай лицо и глаза только чистыми руками; пользуйся только индивидуальным полотенцем, одноразовыми бумажными салфетками; своевременно меняй наволочки на подушках; носи только личные очки (солнцезащитные, медицинские).
НЕЛЬЗЯ:
Читать лежа
Читать в транспорте
Смотреть на яркий свет
Тереть глаза грязными руками
НЕОБХОДИМО:
Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов
Делать гимнастику для глаз
Расслаблять зрительную систему в целом с помощью просмотра релакспауз
Укреплять глаза, глядя на уходящее солнце
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Слайд 19Гимнастика
для глаз
Берегите зрение
Слайд 20Во все стороны
Не поворачивая
головы, двигайте
глазами вверх – вниз,
вправо
– влево.
По 10 – 15 раз.
Слайд 21Кто там?
Зажмурьтесь
посильнее, а затем
широко откройте
глаза, словно вы
чему-то очень
удивились. Повторите
это
еще раз.
Слайд 22Моргание
Поморгай, быстро и
сильно сжимая веки.
Как можно больше и
быстрее.
Слайд 23Сон
А теперь
закройте глаза
и расслабьтесь, будто
собираетесь спать.
Подумайте
о чем-нибудь
очень приятном.
Слайд 24Меры по предупреждению снижения зрения у школьников
Соблюдение режима гигиены зрения
(правильно организованное рабочее место, регламент просмотра телевизора и игр на
компьютере)
Профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, ежедневные прогулки на свежем воздухе, сочетание умственных и физических нагрузок, закаливание, полноценное питание, регулярный прием витаминов)
Своевременная диагностика (посещение офтальмолога 1-2 раза в год, внимание родителей к поведению ребенка и появлению симптомов снижения зрения)