Разделы презентаций


Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез

Содержание

Три направления развития психикиФилогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюцииИсториогенез – развитие психики в ходе исторического развитияОнтогенез (от греч.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
Семестр1. Тема3.
Лекция 8-10.

Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенезСеместр1. Тема3. Лекция 8-10.

Слайд 2Три направления развития психики
Филогенез (греч. phýlon – племя, род и

греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие психики в ходе

биологической эволюции
Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития
Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду-альное развитие организма от оплодотворения до смерти.
Три направления развития психикиФилогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие

Слайд 3Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)?
Ситуации, где она не

нужна:
Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание,

теплорегуляция)
Психика необходима:
Новые ситуации, требующие ориентировки
Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)?Ситуации, где она не нужна:Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со

Слайд 4
Филогенез психики

Филогенез психики

Слайд 5Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)?
I. Наследственные приспособления к

очень медленным изменениям среды:
1) наследственные изменения строения животных;
2)

наследственные изменения поведения без изменения строения (рефлексы и инстинкты);
II. Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды:
1) функциональные изменения строения животных;
2) изменения поведения животных «разумного» типа.
Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)? I. Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды: 1) наследственные изменения

Слайд 6Врожденные формы поведения
Инстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая

обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет «ключевой» пусковой раздражитель.

Врожденные формы поведенияИнстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет

Слайд 7Формы получения нового опыта
Облигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение

Формы получения нового опытаОблигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение

Слайд 8Критерии психического

Критерии психического

Слайд 9Гипотеза А.Н. Леонтьева
Раздражимость /
Чувствительность - способность живого существа реагировать на

абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды;
Ощущение
Эксперименты по формиро-ванию чувствительности

Гипотеза А.Н. ЛеонтьеваРаздражимость /Чувствительность - способность живого существа реагировать на абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды; ОщущениеЭксперименты по

Слайд 10Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву
Элементарная сенсорная психика
Перцептивная психика
«Интеллектуальное» поведение

животных

Уровни развития психики по А.Н. ЛеонтьевуЭлементарная сенсорная психикаПерцептивная психика«Интеллектуальное» поведение животных

Слайд 11Д. Деннет: виды психики
Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены

наилучшим образом к среде
Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в

дополнение к дарвиновскому отбору
Д. Деннет: виды психики Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к средеСкиннеровские создания – подкрепление

Слайд 12Виды психики
Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения

или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды

(похожей на внешнюю), где можно совершать испытания
Виды психикиПопперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги;

Слайд 13Виды психики
Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды

(культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы

их проверки.
Виды психикиГрегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез,

Слайд 14
Сравнительный анализ психики животных и человека.

Сравнительный анализ психики животных и человека.

Слайд 15Предпосылки человеческого сознания.
Выделение абстрактных отношений;
Коллективное поведение и «социальная» структура;
Передача

коллективного опыта с между поколениями;
Использование и изготовление орудий труда;
Образ Я

(гориллы);
Язык (пчелы);
Обучение языку (обезьяны).
Предпосылки человеческого сознания. Выделение абстрактных отношений;Коллективное поведение и «социальная» структура;Передача коллективного опыта с между поколениями;Использование и изготовление

Слайд 16Некоторые свойства челове-ческого языка (Ч. Хоккет)
Знаковый характер
Наличие грамматики
Семантичность
Открытость
Перемещаемость
Рефлексивность
Культурная преемственность
Дискретность
Уклончивость

Некоторые свойства челове-ческого языка (Ч. Хоккет)Знаковый характерНаличие грамматикиСемантичностьОткрытостьПеремещаемостьРефлексивностьКультурная преемственностьДискретностьУклончивость

Слайд 17Качественные отличия психики человека
Изготовление орудий с помощью орудий и сохра-нение

орудий после использования;
Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков;
Некоторые языковые

отличия.
Качественные отличия психики человекаИзготовление орудий с помощью орудий и сохра-нение орудий после использования;Передача опыта следующим поколениям с

Слайд 18
Историогенез психики

Историогенез психики

Слайд 19Э. Дюркгейм
3 вида (слоя) человеческой памяти
-

Генетическая
Культурная
Индивидуальная

Э. Дюркгейм3 вида (слоя) человеческой памяти    - ГенетическаяКультурная Индивидуальная

Слайд 20Психика в истории: социальные факты
существуют «вне» и «до» индивида;
обладают

принудительной силой;
приобщение посредством воспитания.

Психика в истории: социальные факты существуют «вне» и «до» индивида;обладают принудительной силой;приобщение посредством воспитания.

Слайд 21Культурные различия: экспериментальные данные
Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан (1931-1932)




молоток –

пила – полено – топор
Там, где жарко и сухо,

хорошо растет хлопок.
В Англии холодно и сыро;
растет там хлопок или нет?
Культурные различия: экспериментальные данныеЭкспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан (1931-1932)молоток – пила – полено – топор Там, где

Слайд 22Культурные различия: результаты реконструкции
Связь человека с природой;
Связь естественного и сверхъестественного;
Представление

о пространстве и времени;
Сопричастность.

Культурные различия: результаты реконструкцииСвязь человека с природой;Связь естественного и сверхъестественного;Представление о пространстве и времени;Сопричастность.

Слайд 23
Онтогенез психики

Онтогенез психики

Слайд 24Кипу

Кипу

Слайд 25Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский)
Процесс присвоения социо-культурного опыта человеком.
Орудия

и знаки
Овладение своим поведением
Метод двойной стимуляции
Примеры: произвольное внимание, память, моторика,

понятийное мышление и др.
Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский)Процесс присвоения социо-культурного опыта человеком.Орудия и знакиОвладение своим поведениемМетод двойной стимуляцииПримеры: произвольное

Слайд 26Строение и свойства ВПФ.
Опосредствованность (по составу)
Произвольность (по характеру регуляции)
Социальность (по

про-исхождению)
Системность (по струк-туре)

Строение и свойства ВПФ.Опосредствованность (по составу)Произвольность (по характеру регуляции)Социальность (по про-исхождению)Системность (по струк-туре)

Слайд 27Параллелограмм развития

Параллелограмм развития

Слайд 28Этапы развития ВПФ
Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический
Зона

ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и

с помощью взрослого
Этапы развития ВПФИнтериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологическийЗона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного

Слайд 29«Геологическая» структура психики
«Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца
Гетерогенность –

сосуществование частей, имеющих различное происхождение.

«Геологическая» структура психики«Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика