Слайд 2Речевой этикет
« Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие,
его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как
он говорит».
Дми́трий Серге́евич Лихачёв — выдающийся советский и российский филолог.
Слайд 3Что такое этикет
Что такое этикет –
Знать должны мы с
детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как
есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Слайд 4Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам,
каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим
человеком в определённой ситуации.
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
начало разговора основная часть, заключительная
(приветствие беседа; часть разговора.
/ знакомство);
Слайд 5Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с
приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего,
мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.
Слайд 6Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает
три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы
общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.
Слайд 7Каждый этап общения сопровождается
определёнными штампами,
традиционными словами и
устойчивыми
выражениями –
формулами речевого этикета.
Данный формулы существуют
в языке в готовом
виде и
предусмотрены
на все случаи жизни.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Слайд 8Учимся красиво говорить
Просьба
Совет
Сделайте одолжение, выполните...
Не сочтите за труд, пожалуйста, …
Если
вас не затруднит, ...
Могу ли я попросить вас…
Убедительно прошу вас
Позвольте
вам дать совет…
Разрешите предложить вам…
Вам лучше поступить таким образом…
Я бы хотел предложить вам…
Я посоветовал бы вам…
Слайд 9За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику
благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Тактичный и
вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе.
Слайд 10В общении всегда необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм,
тесно связанных друг с другом.
Надо уважительно и доброжелательно относиться к
собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение.
Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.
Слайд 11Не допускайте в своей речи слова-паразиты и грубые, жаргонные слова!
Лафа,
катать вату – бездельничать.
Стыбрил, спер – украл, списал.
Шпора – шпаргалка.
Тема – отлично, мне нравится.
Зырить – смотреть.
Стучать – ябедничать.
Зачётка — зачётная книжка или зачётная неделя.
Обща́га — студенческое общежитие.
Слива́ть — пропускать занятия.
Хвост — академическая задолженность.
Шпора — шпаргалка.
Слайд 12Давайте стараться красиво общаться!
Ведь «именно бережное отношение к языку– показатель
высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего
общества в целом. Человек, сколько себя помнит, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком…», - так говорил В. Колесов, русский филолог
Слайд 13Спасибо за внимание!
не забывайте соблюдать золотое правило