Слайд 1Презентация на тему:
Роль железнодорожного транспорта в экономике, социальной сфере
Автор:
Лобачев
Андрей Алексеевич
Студент
ГБПОУ КК Новороссийского профессионального техникума
Куратор:
Саркисян Галина Владимировна
Слайд 2Роль железнодорожного транспорта в экономике страны
Железнодорожный транспорт - составляющая производительных
сил общества, его роль в экономике страны; преимущества, характеристика размещения;
основные грузы и грузопотоки. Проблемы развития железнодорожного транспорта РФ в условиях рыночной экономики.
Слайд 3Транспорт и рынок неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. Их взаимодействие
ускоряет развитие каждого из них и тем самым всей экономики.
Появление рынков невозможно без транспорта. Развитие последнего благоприятствует росту товарности экономики, вовлечению новых территорий и товаропроизводителей в обменный процесс, вызывает рост емкости внутреннего рынка. Отсюда можно заключить, что степень развития транспорта определяет и степень развития рынка, его возможностей. Транспорт, является важнейшей составляющей производственных сил общества, воздействует на их развитие через свой спрос на транспортные средства, необходимые для них приборы, материалы, комплектующие изделия. Инвестиции в транспортный потенциал страны увеличивают не только производственный, но и потребительский спрос. Мультипликативный эффект от транспортных инвестиций становиться затем ускорителем потребительского и всего совокупного спроса, выражаемого в росте ВВП.
В экономических отношениях особое место занимает транспорт с его различными видами, взаимосвязанными, взаимозаменяемыми и находящимися между собой в конкурентных отношениях. Транспорт - одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства в районы потребления является ее главной функцией.
Слайд 4Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный
фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя
достичь рационального размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении социально - экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике.
Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот) полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны.
Слайд 6 Значение, роль железнодорожного транспорта в экономике страны
Основной вид транспорта
в Российской Федерации - железнодорожный. На его долю приходится более
80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основной транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
Железнодорожный транспорт разделяется на:
- транспорт общего пользования - транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены.
- магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров.
- ведомственный транспорт - транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия. Внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.
Слайд 10Преимущества перед другими видами транспорта
Особенности этого вида транспорта, его преимущества
по сравнению с другими: всепогодность, высокая надежностью, способностью осуществлять массовые
перевозки людей и грузов при относительно высоких скоростях и низких издержках. При таких условиях только данный вид сообщения мог стать основной транспортной, экономической и национальной безопасности страны.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он в перспективе останется ведущим видом транспорта и массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, ив пригородном сообщении.
Слайд 11Преимущества перед другими видами транспорта
Железные дороги, по сравнению с другими
видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и
имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок), ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности окружающей среды), безопасность движения.
Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:
- возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов - осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
- массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог; Универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды; Возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок
Слайд 12Основные грузы
Основными грузами железнодорожного транспорта является каменный уголь (23%), строительные
грузы (16,2), нефть и нефтепродукты (15), руда железная и марганцевая
(8,6),черные металлы (6), лесные грузы (4,5), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения .
Слайд 13Основные грузопотоки
Основные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне, также значительные
перевозки осуществляются из Украины (Донбасс) и из Казахстана (Караганда). Уголь
доставляется на Урал, в центральные районы, в Поволжье. Основные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Основные грузопотоки черных металлов определяются обменом продукцией между металлургическими базами Центральной, Сибирской и Южной (в Украине) и тесными связями с потребителями: Центр, Северный Кавказ, Северо-Запад. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
Слайд 15Характеристика размещения железнодорожного транспорта
Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности
производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной
сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например, природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного развития. Однако влияние экономико-географических условий оказывается для транспорта решающим. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, С-Петербурга, Архангельска и других городов.
В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Основной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и имеющей протяженностью 9332 км, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва-Рязань-Рузаевка-Сызрань-Самара-Уфа-Челябинск-Иркутск-Чита-Хабаровск-Владивосток. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре.