Слайд 1Россия – многонациональная страна
Слайд 2Согласно Поручению Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009
г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) в 2010 году в группе субъектов РФ
(19), а с 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Слайд 3Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы
исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской
этики.
Слайд 4В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ
осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в
4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.
Республики:
Калмыкия
Карачаево-Черкесия,
Удмуртия,
Чечня,
Чувашия.
Камчатский край
Красноярский край
Ставропольский край
Еврейская автономная область
Вологодская область
Калининградская область
Костромская область
Курганская область
Новосибирская область
Пензенская область
Свердловская область
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Слайд 5Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей
организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Слайд 6Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его
модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 7Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося,
но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Слайд 8формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному
на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Цель курса ОРКСЭ
Слайд 9знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка
о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Задачи курса ОРКСЭ
Слайд 10обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Слайд 11Каждая из религий мира –
это бесценное сокровище человечества,
часть мировой духовной культуры.
Религия - вера людей в существование высших
сил – одного Бога или разных богов.
Слайд 12Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной
ступени общеобразовательной школы
Дополняет обществоведческие аспекты курса «Окружающий мир»
Предваряет изучение
предмета «История»
Место курса ОРКСЭ
Слайд 13Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34
часа)
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные
ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Слайд 14Основы светской этики
Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что
такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм?
Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Слайд 15Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и
ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 16Тематика уроков:
Урок 1 Россия - наша Родина
Урок 2 Что
такое светская этика
Урок 3 Культура и мораль
Урок 4 Особенности морали
Урок
5 -6 Добро и зло
Урок 7 Добродетель и порок
Урок 8 Добродетель и порок
Урок 9 Свобода и моральный выбор человека
Урок 10 Свобода и ответственность
Урок 11 Моральный долг
Урок 12 Справедливость
Урок 13 Альтруизм и эгоизм
Урок 14 Дружба
Урок 15 Что значит быть моральным
Уроки 16-17 Подведение итогов
Слайд 17Урок 18 Род и семья — исток нравственных отношений
Урок
19 Нравственный поступок
Урок 20 Золотое правило нравственности
Урок 21 Стыд, вина
и извинение
Урок 22 Честь и достоинство
Урок 23 Совесть
Урок 24 Нравственные идеалы
Урок 25 Нравственные идеалы
Урок 26 Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 27 Этикет
Урок 28 Семейные праздники
Урок 29 Жизнь человека — высшая нравственная ценность
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству
Слайд 20ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Слайд 21Курс содержит разделы, включающие материалы по истории религий, основным религиозным
направлениям, включая классификацию религий. Особо рассматривается взаимосвязь религии и общества.
Специальный раздел посвящён светской этике.
Слайд 22 Россия – наша Родина.
Культура и
религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 24Курс знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают
о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и
исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Слайд 25
Россия – наша Родина.
Введение в
исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец
человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 27Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение
и роль в жизни людей – в формировании личности человека,
его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Слайд 28 Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и
религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 29Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Учебное пособие в доступной для учащихся
4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем,
буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Слайд 30Основы иудейской культуры
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает
её значение в формировании личности иудея и его поведении в
повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Слайд 31В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе
образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено
формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Ваш ребёнок — младший подросток
Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?
Что будут изучать ваши дети?
Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 32Мир вашему дому
http://www.prosv.ru
Сайт издательства Просвещение