Слайд 1
«ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА»
Слайд 2
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Кто
такой потребитель и продавец?
Потребитель - гражданин приобретающий или использующий товары
исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также потребителям по договору индивидуальный предприниматель, реализующие товары купли-продажи.
Слайд 3на качество (продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель
качественно выполнить работу)
на безопасность (как потребитель Вы имеете право на
то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды)
на информацию (потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.)
на возмещение ущерба (За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей")
права потребителя
Слайд 4
Безопасность товаров и услуг при:
Использовании;
Хранении;
Транспортировки;
Не только для жизни,
здоровья, имущества, но и для окружающей среды.
Потребитель имеет право на:
Слайд 5
Информация о товарах
Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Изготовитель
(продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю
Слайд 6Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Статья 18 Закона РФ
«О защите прав потребителей»
Слайд 7Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар:
сохранены его
товарный вид,
потребительские свойства,
пломбы,
фабричные ярлыки,
товарный чек, выданные потребителю вместе с
проданным указанным товаром.
Слайд 8Какие существуют особенности
Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
отсутствие товарного или
кассового чека
продавец обязан
провести экспертизу
товара за свой счет
доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг.
потребитель не обязан обращаться в сервисный центр
Слайд 9Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара
Статья 19 Закона РФ
«О защите прав потребителей»
Слайд 10На товары должны устанавливаться сроки службы (годности).
Для обеспечении безопасной реализации
товар должен обладать сертификатами.
Изготовитель обязан предоставить потребителю информацию о правильной
эксплуатации, хранению и транспортировки.
Требования к товарам.
Слайд 11Срок службы-
Период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю
возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за
существенные недостатки, возникшие по его вине .В течение 10 лет(если не установлен другой срок) со дня продажи.
Слайд 12Срок годности-
Период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для
использования по назначению. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические
товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы). Срок годности начинает течь со дня изготовления.
Слайд 13Гарантийный
срок
Может быть установлен
в договоре купли-продажи
продавцом товара. При этом в договоре может устанавливаться
гарантийный срок любой продолжительности, но не меньше чем гарантийный срок установленный изготовителем. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (не менее 2 лет; 5 лет- по недвижимости, если не установлен больший срок).
Слайд 14Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от
продавца гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств.
Для
сезонных товаров(одежда, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона исходя из климат-их условий.
Слайд 15Право потребителей на возмещение морального вреда
причиненного вследствие недостатков товара
(работы, услуги).
Под моральным вредом понимаются устойчивые (а
не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями.
Слайд 16Сроки удовлетворения требований потребителя
Слайд 17Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Статья 25 Закона РФ
«О защите прав потребителей»
Потребитель вправе обменять непродовольственный
товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации*
Особенности:
С момента покупки прошло не более дней
Вид товара – непродовольственный
Товар не был в употреблении
Товар надлежащего качества
Нет аналогичного товара в день обращения – возврат
денежных средств в течение 3 дней.
* Перечень товаров, не подлежащих обмену по данному основанию
утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55.
Слайд 18
Ответственность за нарушение прав потребителей:
Слайд 19
Ответственность за нарушение прав потребителей:
Статья 15 Закона РФ «О защите
прав потребителей»
Статья 151 Гражданского кодекса РФ
Моральный вред, причиненный потребителю
вследствие нарушения подлежит компенсации
Статья 29. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Статья 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»
За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Статья 333.36. Налоговый кодекс РФ.
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах
Слайд 20▲РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов
и покупателей.
▲РЫНОК – форма функционирования экономики,
при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Слайд 21Материальная основа рынка
товар
деньги
Слайд 22
Условия возникновения
рыночной экономики:
Общественное разделение труда
2. Частная
собственность на средства производства.
3. Конкуренция
4. Свободное ценообразование.
Слайд 23Основными субъектами рынка являются:
Домашнее хозяйство
Бизнес
(предпринимательство)
Государство (правительство)
Слайд 24 Таким образом, рынок – это такая организация
хозяйственной жизни, при которой производители, опираясь на спрос покупателей, самостоятельно
решают основные экономические вопросы.
эффективное распределение ресурсов;
гибкость, высокая адаптивность (т.е.
приспосабливаемость) к изменяющимся условиям;
свобода выбора и действий производителей и потребителей;
максимальное использование достижений НТР;
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Преимущества рынка:
Слайд 26не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не создает стимулов для производства товаров
и услуг коллективного пользования;
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня
цен;
не создает условия для развития науки, образования, учреждений культуры.
порождает социальную несправедливость и расслоение общества на богатых и бедных.
Недостатки рынка:
Слайд 27Типы рынка
Рынок средств производства
Рынок рабочей силы
Рынок капитала и финансов
Рынок потребительских
товаров
Рынок информационных материалов и услуг
Слайд 28Структура рынка
По объектам рынка
Рынок товаров и услуг
Рынок капиталов
Рынок труда
Финансовый рынок
Рынок
информации
Слайд 29Структура рынка
По географическому положению
местный
региональный
национальный
мировой
Слайд 30Структура рынка
По механизму функционирования
Слайд 32Структура рынка
В соответствии с действующим законодательством
Легальный рынок
Нелегальный рынок
Слайд 33Функции рынка
Рынок выполняет определенные функции:
выдает сигналы производству по выработке определенных
товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
уравновешивает спрос и предложение;
обеспечивает
сбалансированность экономики;
на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Слайд 34Цена
Цена - это язык рынка, его сигнальная система.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы.
Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя).
Элементы рыночного механизма
Цена
Р
А
С
Т
Ё
Т
Производство
РАСШИРЯЕТСЯ
Цена
П
А Д
А
Е
Т
Производство
АЕТСЯ
СОКРАЩ
Слайд 35Спрос и предложение
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос
и предложение. "Научите попугая произносить слова "Спрос и Предложение" -
и перед вами экономист!" - такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.
Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.
Предложение —это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Слайд 36Конкуренция – это соперничество, состязание.
Между кем? – между производителями однотипных
товаров, услуг.
За что? – за привлечение как можно большего числа
покупателей.
Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Слайд 37Конкуренция
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция (от лат. concurrere
— сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за
лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Конкуренция
Свободная
Монополистическая