Слайд 1Тренировочный вариант заданий части С по обществознанию
Подготовка к ЕГЭ
Савка Н.В.,
учитель истории и обществознания МОУ «Февральская СОШ № 1», www.savkanv.ru
2010г.
Слайд 2Текст к заданиям С1-С4.
Что же такое преступность? В самой общей
форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений,
но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины… Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом. … Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны. (Карпец В.И.)
Слайд 3С1. Какие два фактора, по мнению автора документа, порождают преступность?
Слайд 4С2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни
и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример,
иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан. (Укажите сначала сферу жизни, а затем соответствующий пример).
Слайд 5С3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три
аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями
жизни граждан.
С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Слайд 7Задание С5: первая модель.
С5. Укажите любые две причины возрастания роли
средств массовой информации в политической жизни демократического общества.
Слайд 8Задание С5: вторая модель.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
«экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие
информацию об экономической системе.
Слайд 9С6. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные).
Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой
потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения.
Слайд 10
С6. Назовите любые три правовых отношения, регулируемых гражданским правом, и
проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Слайд 11С7. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам
предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в
современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.
(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в Российской Федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
Слайд 13C7 В статье 17 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый
человек имеет право владеть имуществом как лично, так и совместно
с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества». Какое юридическое право собственника отмечено в статье? Назовите два других права собственника и одно из них проиллюстрируйте с помощью примера.
Слайд 14С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов
в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы
будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 15Критерии оценивания заданий С9 (С9.1-С9.6)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение
задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе
не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.