Слайд 1Задание:
Для определения главных и второстепенных целей и задач человека психологи
используют следующий тест.
Вам необходимо нарисовать дерево, корнем которого будет момент
вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветвями – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни.
Откройте тетради и нарисуйте свое Дерево жизни.
Слайд 2Подведем итоги…
Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но
самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью и
семейным положением.
Но все ли мы знаем о них? Особенно с точки зрения закона?
Слайд 3Урок № 14
Тема урока:
«Труд с точки зрения закона».
Слайд 4Цели и задачи:
Объяснить значение понятий: «работодатель», «работник», «трудовой договор», «права»
и «заработная плата».
Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены
и защищены права взрослых и несовершеннолетних
Переносить ранее полученные знания на изучение нового материала анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии;
Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации;
Выражать свое отношение к трудовой деятельности человека как деятельности, полезной для общества и личности.
Слайд 5План проведения занятия:
1. Право на труд
2. Трудовой договор
3. Право на
отдых и социальное обеспечение
4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Слайд 6Введение в новый материал
С детства, слушая сказки, которые вам читали
ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек
труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Слайд 7Задание:
Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы:
Лентяй да
шалопай – два родных брата
Хочешь есть калачи – не
лежи на печи
Труд человека кормит, а лень портит
Вопросы к классу:
- Объясните смысл пословиц
- О каком отношению к труду говорит народная мудрость?
- Каким образом передавался жизненный опыт людей?
- На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
Слайд 81. Право на труд.
Что же такое «труд»?
Труд – это деятельность
человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление
среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
Слайд 9Запоминаем…
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные
отношения по применению труда на предприятиях.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые
акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
Главный из них – Конституция РФ.
Слайд 10Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»:
Рассмотреть статью
37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд
Вопросы
к документу:
1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?
2. О каких принципах использования труда в ней говорится?
Слайд 11Право на труд
Свободен
Доброволен
Безопасен
Право на отдых
Оплачиваем
Право на
разрешение
споров
Слайд 12Запоминаем…
Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте
обозначим основные понятия трудового законодательства:
Работодатель – тот, кто предлагает работу.
Работник
– тот, кто выполняет работу.
Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.
Слайд 13Задание:
Прочитайте пункт 2 § 12 и
Познакомьтесь с основными
положениями Трудового законодательства России.
Помните, что проверка выполнения задания будет
необычной.
Слайд 14Ролевая игра «На приеме у юриста»
Первая группа будет исполнять роль
адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно
изучите положения закона о труде.
Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
Слайд 15Предлагаемый список вопросов:
С какого времени можно начинать трудовую деятельность в
Российской Федерации?
Какие обязанности несет работодатель перед работником?
На какие положения Трудового
договора следует обращать внимание при приеме на работу?
Каков порядок приема на работу?
Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?
Каким образом закон защищает людей от безработицы?
Как работает служба занятости?
Опишите порядок увольнения?
Что такое дисциплина труда?
Как наказывают за нарушения дисциплины труда?
Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.
В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?
Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
Слайд 163. Право на отдых и социальное обеспечение
Запомните!
Продолжительность рабочего времени регулируется
Трудовым кодексом.
В Российской Федерации рабочее время:
Не более 40 часов
в неделю
8 часов в день при
5-дневной рабочей неделе
Слайд 17Запомните!
Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:
Перерыв для отдыха
и питания в течение рабочего дня;
Предоставление одного (при 6-дневной рабочей
неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе)
Предоставление всем работникам ежегодного отпуска
На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата
Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.
В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
Слайд 18Запомните!
По достижении пенсионного возраста:
У женщин 55 лет,
У мужчин 60 лет
граждане
получают право на пенсию.
Социальное обеспечение предоставляется и тем,
кто является:
Инвалидом
Получил трудовое увечье
Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Слайд 194. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
На прошлых уроках мы затрагивали
тему трудового воспитания подростков. Что же по этому поводу говорит
Закон? Давайте познакомимся.
Задание: Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
Слайд 20Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»
Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить
в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
Закон допускает принятие на
работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.
Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.
Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.
Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.
Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
Слайд 21Обсуждаем…
Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
Свою позицию объясните.
Слайд 22Подведение итогов занятия
1. Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?
2.
Соедините понятия в логические группы:
Отпуск
Право на жилье
Работодатель
Медицинская помощь
Трудовой договор
Увольнение
Налоги
Работник.
Слайд 23Решите правовые задачи
Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном
на весь год
Нарушен ли закон?
Почему?
Слайд 24Решаем правовые задачи
Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о
работе по раздаче рекламы летом
Нарушен ли закон?
Почему?
Слайд 25Решаем правовые задачи
Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу
во время летних каникул на полный рабочий день
Нарушен ли
закон?
Почему?
Слайд 26Решаем правовые задачи
Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору
по 4 часа в день с двумя выходными в неделю
Нарушен ли закон?
Почему?
Слайд 27Домашнее задание:
Выучите § 12 учебника;
сформулируйте вопросы о
правовом регулировании трудовой деятельности несовершеннолетнего и задайте его адвокату.
При
этом опишите ситуацию, которая потребовала правовых знаний.