Слайд 1 «На Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах
можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820
году, умер в 1858 году. Прожил три года...», или «Нузгар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... Что, на Кавказе считать не умеют? Или по-разному оценивали односельчане насыщенность жизни данного человека?».
Слайд 2«Давайте вместе составим рассказ о некотором человеке, нашем современнике, выпускнике
2019-х года, который проживет ровно до 75 лет. Каждая группа
должна будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Желательно предлагать события, соответствующие реальности. В итоге мы подумаем, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась содержательной и какую пользу он смог принесли людям».
Слайд 3«Наш герой окончил среднюю школу, успешно сдал ЕГЭ, как обязательные,
так и по выбору…..
Назовите по очереди каждый своё событие.
Слайд 4 А теперь немного подумайте и по очереди, просто
скажите, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите
героя.
Можете назвать какое-нибудь событие, которое могло бы украсить жизнь человека.
Слайд 5Трудовая деятельность и выбор професии
Слайд 6Планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа,
в предметы потребления.
Как один из факторов производства
Соотношение оплаты труда с
его результатами
Слайд 7Цель трудовой деятельности
Поставлена работником сознательно.
Выполняется посредством осмысленных трудовых операций.
Анализируется результат.
Результат
оплачивается.
Основа трудовой деятельности
Потребности и интересы людей
Слайд 8Современный работник
ТРУДОВАЯ
ДИСЦИПЛИНА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНА
КУЛЬТУРА ТРУДА
ИНИЦИАТИВА И
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
ДОГОВОРНАЯ
ДИСЦИПЛИНА
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Слайд 9Выполните задание № 4
в рабочем листе.
Слайд 10Ответы
Группа № 1. Установите соответствие:
Слайд 11Группа № 2. Установите соответствие:
Ответы:
Слайд 12Группа № 3. Установите соответствие:
Ответы
Слайд 13 «В древности богатейшими странами были те, природа которых
была более обильна; сейчас богатейшие страны те, в которых человек
много трудится» (Г. Бокль)
«Всё то, чего коснётся трудолюбивый человек, приобретает нечто человеческое» (С. Маршак)
Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности.
(Д. Писарев)
Слайд 15 Послушайте притчу. Определите, в чем её смысл.
Имеет ли данная притча отношение к теме урока?
?
Слайд 16 «На строительстве Шартрского собора проходящий мимо путник
спросил работающих, что они делают:
Один ответил: «Камни ношу», другой ответил:
«Зарабатываю деньги, чтобы было на что жить», третий восторженно воскликнул: «Мы строим собор».
Подумайте, какое отношение к труду
у каждого строителя?
Слайд 17 Принудительное
2) Как к средству существованию
3) Как
сопричастность к чему-то важному
Слайд 18Профессиональный выбор
ПРОФЕССИЯ – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки.
Слайд 19 Слово профессия произошло от латинского «profiteer» ,
что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия
означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования
Слайд 20ПРОФЕССИЯ
род трудовой деятельности,
занятий, требующих
определенной подготовки
ЭТО
более 20 тысяч
профессий
Специальность - вид трудовой
деятельности, более узкий,
чем профессия, определяет
вид трудовой деятельности в
рамках профессии
Увеличение объёма знаний,
возрастание требований
общества к результатам
труда
Должность - трудовой пост,
связанный с определённым
кругом обязанностей и
полномочий
Слайд 21ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ
профессия — учитель,
специальность — история и
обществоведение,
должность — директор школы / учитель основной и старшей
школы
Слайд 26Притча о дворнике
Мужчина приходит устраиваться дворником в компанию Microsoft.
Менеджер отдела
кадров сначала задает ему несколько вопросов, потом проводит небольшой тест:
предлагает подмести часть территории, и, наконец, объявляет решение:
- Вы приняты, оставьте ваш электронный адрес, чтобы мы могли вам сообщить, в какое место и в какой день вам нужно будет в первый раз прийти на работу.
- Но у меня и компьютера-то нет, - растерянно отвечает мужчина, - не то что электронного адреса.
- В таком случае мы не можем взять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете.
Мужчина выходит грустный, не зная, что делать, когда в кармане осталось всего 10 долларов. Однако тут ему в голову пришла мысль: он заходит на рынок и покупает 10 кг помидоров.
Затем он начинает ходить по домам и предлагать товар, и за 2 часа ему удается удвоить капитал. После того, как он повторил то же самое 3 раза, у него в кармане было уже 160 долларов. И тут он понимает, что с такими доходами вполне можно жить и без работы! Каждое утро он выходит из дома все раньше и возвращается все позднее, каждый день удваивая, а то и утраивая капитал.
Через какое-то время он покупает машину, затем грузовик, а еще через некоторое время открывает фирму по доставке товаров населению. Спустя 5 лет он уже является владельцем крупной сети супермаркетов. И тут, задумавшись о будущем, он вдруг решил застраховать свою жизнь и жизнь всей своей семьи. После переговоров со страховым агентом тот просит его оставить электронный адрес, на который можно было бы отправить наиболее выгодное предложение, на что коммерсант, как и несколько лет назад, отвечает, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера.
- Это удивительно! — недоумевает страховой агент. — У вас такой крупный бизнес, и нет электронного адреса! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер!
Поразмыслив, коммерсант отвечает: - Я бы стал дворником компании Microsoft...
Слайд 27Упражнение «Мозговой штурм» - «Факторы выбора профессии».
Кто и что влияет на выбор профессии?
Слайд 28«Факторы выбора профессии. Кто и что влияет на выбор профессии
».
На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее
важные из которых таковы:
Знания о профессии и о том, насколько они востребованы
Склонности (интересы, мотивы труда)
Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения)
Уровень притязаний и самооценка
Мнение родителей, семьи
Мнение сверстников
Позиция учителей, профессионалов
Личный профессиональный план – система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере.
Слайд 29 Какие ошибки допускаются при выборе профессии?
Упражнение «Мозговой штурм» - «Факторы
выбора профессии».
Слайд 30«Факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии».
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:
Деление на «престижные» и
«непрестижные».
Отторжение учебного предмета от профессии.
Перенесение отношения к человеку на профессию.
Выбор под влиянием другого человека.
Неправильное представление о характере работы в выбранной профессиональной деятельности.
Выбор под влиянием определенных обстоятельств.
Мечта о легкой жизни.
Слайд 31 Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
?
Как
вы думаете, кого из выпускников «выберет» рынок труда?
Как найти свое
место на рынке труда?
Представьте, что вы только что получили профессиональное образование и ищите работу по специальности. Какие источники получения информации о вакансиях существуют?
Слайд 32ПОИСК РАБОТЫ
объявления
в газетах, журналах
знакомые,
друзья, родственники
объявления по радио,
сети Интернет,
телевидению
Слайд 33«Представьте, что Вы уже дипломированный специалист и трудоустраиваетесь. Как Вы
думаете, какие трудности и проблемы могут возникнуть у Вас при
трудоустройстве?»
Как Вы думаете, почему работодатели требуют наличия стажа работы?
Слайд 34Что позволит выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда?
Стаж работы
Качество
образования
Умение вести переговоры на бирже труда
Коммуникативные умения
Слайд 35ПРОФЕССИИ И РЫНОК ТРУДА
Oт чего зависит заработная плата
Слайд 36ПРОФЕССИИ И РЫНОК ТРУДА
Oт чего зависит заработная плата
Слайд 37Список самых востребованных профессий через 10 лет:
Специалисты, связанные с сервисом.
IT-специалисты и разработчики компьютерного обеспечения.
Специалисты в области нанотехнологий.
Специалисты по
электронике и
биотехнологиям.
Инженеры.
Маркетологи.
Логисты.
Экологи.
Медики.
Химики
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ
Слайд 38Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
Прокомментируйте следующий факт:
Человек,
работающий по желанию и по призванию.
Человек, работаю-щий по желанию, но
неправильно выб-равший профессию
Человек, работаю-щий без желания, неправильно выб-равший профессию
Производительность труда
100%
50 %
30%
Слайд 42ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в
деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать
это просто. На деньги можно купить:
постель - но не сон;
еду - но не аппетит;
лекарства - но не здоровье;
слуг - но не друзей;
жилище - но не домашний очаг;
развлечения - но не радость;
учителей - но не ум.
Слайд 43
Решение изобретательских задач
1 группа. Под Петербургом на дороге лежал
громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его
устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?
2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.
- Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.
- Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.
- Потеряем много времени.
А чтобы предложили вы?
3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.
Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.