Слайд 1Гражданская оборона:
основные понятия, определения и задачи
Слайд 2Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной
части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Слайд 3ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Исторической датой создания Гражданской обороны в России
является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение
о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.
Слайд 4Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях
мирного и военного времени.
На этом этапе все мероприятия ПВО и
ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Слайд 5Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 – июль 1941 г.г.) является
принятие Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР»,
которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника.
Слайд 6Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации
МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано 90тыс. пожаров и загораний, предотвращено
32тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более
110 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.
Слайд 7Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.). На этом
этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов
трудящихся краев, областей, городов и районов.
Слайд 8Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими
структурными изменениями ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой
ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
Слайд 9Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы
ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной"
войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Слайд 10В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным
ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10.01.1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).
Слайд 11Дальнейшему развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 1998
г. Федерального закона
"О гражданской обороне».
Слайд 12ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЭТО:
система мероприятий по подготовке к защите и
по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО:
1. защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий
и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ,
эпидемий и т. д.);
2. координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
3. создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
4. повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
5. поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
6. специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО:
7. накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
8.
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств
защиты самим населением;
9. эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
10. организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
11. обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Слайд 15Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
1.
своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия
массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. использование средств индивидуальной защиты;
4. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;
5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
Слайд 166. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
7. защита населения
на всей территории страны;
8. дифференцированная защита населения с учетом экономических,
природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
Слайд 17РУКОВОДСТВО
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России).
Пучков Владимир Андреевич - Министр Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
Слайд 18СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Систему гражданской обороны составляют:
1. органы повседневного управления по
обеспечению защиты населения;
2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач
гражданской обороны;
3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Слайд 19СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и
по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект
экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Слайд 20СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный уровень
Межрегиональный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Объектовый уровень
МЧС России
Региональные центры МЧС России
Главные управления МЧС
России по субъектам РФ
Отделы ГОЧС органов местного самоуправления
Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО
Слайд 21ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Подготовка государства к ведению
Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития
вооружения, техники, средств защиты населения;
2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
Слайд 22ВВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
в соответствии с законом ведение ГО на территории
Р Ф или в отдельных ее местностях начинается с момента
объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чс природного и техногенного характера.
Слайд 23ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
проходить обучение по гражданской обороне;
принимать участие
в проведении мероприятий по гражданской обороне;
оказывать содействие органам государственной
власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
Слайд 24При создании презентации
были использованы следующие
материалы:
http://government.ru/department/91/events/
http://www.mchs.gov.ru
https://ru.wikipedia.org
http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/grazhdanskaya-oborona/
http://yandex.ru/images