урок 15.
Инфекционные
заболевания
Слайд 2 «Сохранение и укрепление здоровья-
важная часть подготовки молодежи допризывного
возраста к военной службе и трудовой деятельности»
Слайд 3Существует тысячи болезней, но здоровье бывает только одно.
Карл Людвиг
Бёрне
Слайд 4Сиквейн
Инфекция
Заразная, опасная
Внедряется, губит, убивает
Инфекционные болезни – проблема всего человечества.
Зараза
Слайд 5 Инфекционное заболевание – это нарушение нормальной жизнедеятельности организма,
обусловленное внедрением и
размножением в нём болезнетворных микроорганизмов.
Слайд 6Инфекционные болезни
развития
Характеризуются
распространения
эпидемическим процессом
интенсивностью
Слайд 7Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний
Их вызывает болезнетворные микроорганизмы, видимые
лишь с помощью микроскопа
Передаются от зараженного организма здоровому
Каждая заразная
болезнь вызывается определенным микробом - возбудителем
Слайд 10Особенности возбудителей инфекционных заболеваний:
1). Способность передаваться от больного к здоровому
и быстро распространяться.
2). Наличие скрытого периода размножения.
3). Сложность обнаружения во
внешней среде. Трудность и длительность процесса диагностики заболеваний.
4). Способность некоторых возбудителей длительное время сохраняться в продуктах питания, воде. почве, на различных предметах, одежде и организме определенных видов животных.
Слайд 12Классификация инфекционных заболеваний
Слайд 13Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем
Распространение капелек слизи и
слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.
Слайд 14Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды
Слайд 15Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых
Слайд 16Инфекция наружных покровов – контактный путь.
Слайд 17Пути распространения инфекций
Фекально-оральный
Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с
калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду,
а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека
Жидкостный
Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п.
Контактный или контактно-бытовой
Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным
Зоонозные
Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными.
Воздушно-капельный
Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека.
Основные пути передачи инфекции и их характеристика
Слайд 19Источник возбудителя инфекции
больной организм
бактерионосители
в котором возбудитель не только сохраняется, размножается, но
и выделяется во внешнюю среду или непосредственно передается другому восприимчивому
организму
Организм, не проявляющий признаков болезни.
Представляют большую опасность для окружающих, так как выявить их значительно труднее, чем больных.
Слайд 20Периоды развития заболевания:
1.Инкубационный(скрытый) от момента заражения до проявления первых симптомов
Слайд 212.Начальный (недомогание, озноб, температура, головная боль, тошнота)
Слайд 22 3.Период основных проявлений болезни (появляются специфические симптомы данной болезни)
Слайд 234.Период угасания симптомов (выздоровление)
Слайд 24Инфекции передающиеся воздушно-капельным путём
Слайд 25Грипп – острое респираторное заболевание, вызываемое различными типами вирусов гриппа.
Источник: человек, особенно в начальный период болезни. Вирус выделяется при
разговоре, кашле и чиханье до 4-7 дня болезни. Заражение происходит воздушно – капельным путем.
Слайд 26Грипп
Симптомы и течение: Инкубационный период продолжается 12-48 часов.
Типичный грипп начинается остро, нередко с ознобом или познабливанием. Температура
тела в 1 сутки достигает 38-40 градусов.
Слайд 27Клиника: Синдром общего токсикоза (лихорадка, слабость, потливость, боли в мышцах,
сильная головная боль и в глазных яблоках, слезотечение, светобоязнь).
Признаки поражения респираторных органов (сухой кашель, першение в горле, осипший голос, заложенность носа).
При обследовании: понижение АД, приглушение тонов сердца; диффузное поражение верхних отделов дыхательных путей (ринит, фарингит, трахеит, ларенгит).
Осложнения: пневмония, гайморит, отит, заболевания сердца.
Слайд 28 Лечение: Больных неосложненным гриппом лечат на дому, изолируют от
окружающих ширмой или помещают в отдельную комнату. Показан постельный режим
и тепло (грелки к ногам, обильное горячее питье). Назначают поливитамины.
Слайд 29 Профилактика: вакцинация. Заболевшим выделяют отдельную посуду, которую обеззараживают крутым кипятком.
Лицам, ухаживающим за больными, рекомендуется носить марлевую повязку из 4
слоев марли.
Слайд 46Профилактика инфекционных заболеваний - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого
уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранения причин заболеваний, улучшение
условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды.
Слайд 48Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний
Слайд 50Проводятся профилактические прививки
Слайд 51Своевременно изолировать больных
Слайд 52Проводят дезинфекцию (обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней)
Слайд 53Чем характеризуются инфекционные болезни?
В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных
путей?
Какое значение имеет личная гигиена?
Профилактика инфекционных заболеваний.
Слайд 54 Из приведенных ниже выберите и напишите в соответствующие строки последовательно
сменяющиеся периоды в развитии инфекционного заболевания.
1-ый период__________________________________________
2-ой период__________________________________________
3-ий период__________________________________________
4-ый период__________________________________________
Начало
заражения, начало заболевания, появление симптомов, скрытый (инкубационный) период, активное проявление болезни, пассивный период, скрытый (инфекционный) период, период адаптации организма к заболеванию, выздоровление, конец заболевания, скрытое проявление болезни.
Слайд 55Дополните таблицу о путях передачи инфекции.
Слайд 56 Изложите правила профилактики инфекционных заболеваний, которые надо соблюдать в повседневной
жизни.
Слайд 57Домашнее задание:
Подготовить сообщение об инфекционном заболевании (симптомы и течение,
клиника, осложнения, лечение, профилактика)
Слайд 60Классификация
1. Кишечные
Дизинтерия
холера
симптомы : симптомы:
Поражение толстой кишки Внезапное возникновение
Отравление организма поноса. рвоты,нарушение
кровообращения.судороги
Слайд 61Ботулизм.
Вызывает расширение зрачка, изборожденный сухой язык.
Слайд 622. Дыхательных путей (грипп, аденовирусная инфекция, коклюш, корь, ветряная оспа);
Слайд 633. «Кровяные» (малярия, ВИЧ-инфекция);
Слайд 64Столбняк.
Судороги при столбняке у взрослого
человека и младенца.
Слайд 65
4.Зоонозные (бешенство)
Симптомы бешенства:
Судороги
Паралич
Спазм глоточной
и дыхательной
мускулатуры
Слайд 66Контактно-бытовые
Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея)
Слайд 67Противоэпидемические (противоэпизоотические) и санитарно-гигиенические мероприятия
раннее выявление больных и подозрительных по
заболеванию путем обходов дворов;
усиленное медицинское и ветеринарное наблюдение за зараженными,
их изоляцию и лечение;
санитарную обработку людей
дезинфекцию одежды, обуви, предметов ухода и т.д.;
дезинфекцию территории, сооружений, транспорта, жилых и общественных помещений
установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактических и других медицинских учреждений;
обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых индивидуумов;
проведение санитарно-просветительной работы
Слайд 68Тесты для закрепления
1)Какой % заболеваний на земле возникает из-за плохой
питьевой воды и неисправной канализации.
А)40% Б)80%
2)Приводит ли
заболевание холерой к обезвоживанию
организма. А)да Б)нет
3)Какой из вирусных гепатитов передаётся через кровь? А) геппатит А Б)геппатит Б
4)Какая из приведённых цепочек правильная в развитии болезни?
А)инкубационный период, период начала, активное проявление, выздоровление
Б)Период начала, инкубационный период, активное проявление, выздоровление.