Слайд 1Исследовательская работа
«Мой рюкзак - моё здоровье!»
Подготовила
ученица 2 класса
МБОУ
«Николаевская ООШ»
Руководитель:
Фуреева Лидия Вячеславовна
Слайд 2Обоснование темы
Моя мама не разрешает мне носить в рюкзаке много
книг, говорит, что от его тяжести
мой позвоночник искривится. А как,
говорится «Здоровье-не купишь!»
Я решила узнать:
Как же влияет «тяжёлый» рюкзак на осанку ребёнка?
Сколько должен весить рюкзак?
Как правильно выбрать рюкзак?
Актуальность:
Проблемы нарушения осанки в наши дни актуальны практически
для всех детей, а особенно для школьников.
Этапы исследования.
Подготовительный этап
- выбор темы для исследования;
Основной этап
- поиск информации по теме в Интернете и сбор информации;
- проведение исследования;
Реализация
- презентация;
Слайд 3
Цель:
выяснить влияет ли вес школьного тяжёлого рюкзака
Задачи:
*определить массу рюкзака каждого
ученика класса;
* выяснить, почему рюкзаки некоторых одноклассников слишком тяжёлые; *сформулировать
рекомендации для младших школьников по охране здоровья
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что тяжелый рюкзак вредит здоровью.
Слайд 4План реализации
1. Взвесить рюкзаки без школьных принадлежностей у учащихся.
2. Проверить
вес учебников необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими
нормами.
3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
4. Подвести итоги :
- самый правильный рюкзак (не более 700гр);
- самый легкий рюкзак;
- самый тяжелый рюкзак;
- самый тяжелый рюкзак с принадлежностями;
- самый легкий рюкзак с принадлежностями;
- самый тяжелый учебник;
- самый «тяжелый» учебный день;
самый « легкий» учебный день.
5.Дать рекомендации
Слайд 5Содержание
1.Изучение документа СанПиН.
2.Исследование №1 :
«Взвешивание пустых школьных рюкзаков».
3. Исследование №2:
«Взвешивание школьных учебников и принадлежностей».
4.Исследование№3:
«Взвешивание рюкзаков в течении недели
в зависимости от нагрузки.
5.Рекомендации.
Слайд 6На все есть свои нормы .
Прочитав материалы СанПиНа 2.4.2.2821 -10, я узнала
,что вес рюкзака без учебников
для учащихся 1 - 4
классов должен быть не более 700 г.
При этом рюкзак должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей
не должен превышать:
для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг....
Слайд 7 Угроза за спиной
Избыточный вес рюкзака увеличивает опасность искривления позвоночника.
У детей постоянно носящих тяжести,
может развиться
плоскостопие.
Тяжелый рюкзак,
как и любой другой
непосильный груз, повышает
опасность травм.
А утомление плохо сказывается
на трудоспособности:
Усталый ребенок не сразу
может включиться на работу,
успеваемость страдает.
Слайд 8«Взвешивание пустых школьных рюкзаков».
Я решила узнать, а соответствуют
ли наши рюкзаки и учебники нормам и наносят ли вред
нашему здоровью.
Для этого провела исследования по следующему плану:
Эксперимент 1
Может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам рюкзак слишком тяжёл и взвесила все рюкзаки без школьных принадлежностей, чтобы узнать, у кого рюкзака соответствует санитарным требованиям.
Получила следующие результаты.
Вывод: Я увидела, что у 2 учеников вес рюкзака соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,6 кг. Нашлись победители- легковесы весом всего 0,4 кг – 1 ученик. Однако у 2человек вес даже пустого рюкзака превысил гигиеническую норму (1000гр, 800гр).
Слайд 9Вывод: А может быть, причина не только в ранцах, но
и в учебных пособиях?
500гр: 1000гр
400гр
800гр
:
700гр
Результаты взвешивания
пустых рюкзаков:
Слайд 10Вес учебников
и школьных принадлежностей.
Эксперимент 2
Составив список
учебников
я взвесила
их,
и вот что у меня
получилось.
Вывод:
Все учебники соответствуют нормам
(300гр),
кроме татарского языка (400гр), он самый тяжёлый учебник.
Слайд 11Сколько же весит рюкзак?
Эксперимент 3
Взвесила всех учеников нашего класса и
подсчитала правильный вес рюкзака.
Согласно санитарным правилам и нормам, общий
вес учебников и тетрадей вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем не должен превышать 1/ 10 веса ученика, 1-2 классы - 2кг 5 00 г
Для этого:
Необходимо произвести взвешивание и узнать свой вес по формуле:
вес ученика (в кг.) х10:100
Моё взвешивание.
Взвешивание проводилось с учебниками по расписанию на пятницу
Мой вес – 27 кг
Вес рюкзака – 700 гр
Вес учебников, тетрадей и пенала – 2 кг
Вес собранного рюкзака – 2 кг 700 гр,
Вывод: вес моего рюкзака в норме
Вывод: Я увидела, что вес « правильного» рюкзака далеко не соответствует
его реальному весу. У 3 одноклассников он превышает
норму на 300-600 гр. (3кг500гр, 3кг)
Слайд 12Наблюдения за изменением
веса рюкзака.
Эксперимент 4.
Понаблюдав в течение недели
за весом рюкзака, я обнаружила, что самым тяжелым рюкзак бывает:
–
во вторник 3 кг.500 г.
- в среду3 кг. 500 г
в четверг3кг.600
-Самыми «легким» учебным днём оказалась
- суббота. 2 кг
Причем в расчетах не учитывался вес папок по ИЗО.
Вывод:
Оказывается, вес рюкзака зависит и от учебников, и от школьных принадлежностей, и от веса пустого рюкзака. Я выявила, что кроме школьных принадлежностей некоторые ученики носят с собой различные вещи: диски с играми, игрушки, книжки, девочки носят все свои резинки, заколки, одним словом безделушки
Слайд 13Результаты исследований
Вывод:
Результаты записала в таблицу, и узнала, что у
трёх учащихся наблюдаются тяжёлые рюкзаки, не соответствующие норме,(3,0 и 3,5)
у одного учащегося самый лёгкий(1,6). Медицина доказала, что тяжёлый рюкзак влияет на осанку ребёнка.
Слайд 14Итоги эксперимента
- самый легкий ранец – 400г. (Бубековой Кристины)
- самый
тяжёлый ранец – 1 кг. (Кувалина Вячеслава)
- самый тяжёлый ранец
с принадлежностями – 3кг 600г. (Самойлова Александра)
-самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2кг 700 г (Ерховой Валерии)
- самый тяжёлый учебник – «Татарский язык»-400г
- самый «тяжёлый» учебный день – четверг.
- самый «лёгкий» учебный день – суббота.
Слайд 15Рекомендации
В данной исследовательской работе я рассмотрела только один из факторов,
влияющих на изменение осанки. Но проанализировав различные источники по данной
теме, можно с уверенностью сказать, что за осанкой нужно следить постоянно и в школе, и дома, и на улице. То как мы сидим, лежим, стоим, ходим – все влияет на здоровье нашего позвоночника. Сохранить осанку здоровой несложно. Достаточно просто соблюдать простые правила для правильной осанки.
Ученикам:
-Не носить в школу игрушки, журналы и т. д.
-При подготовке портфеля к следующему учебному дню придерживаться расписания и складывать только необходимые учебные вещи.
-По возможности, хранить некоторые учебные принадлежности в классе.
-Не носить ранец в руках или на одном плече.
-Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники, тетради.
Слайд 16Рекомендации
Родителям:
Санитарные врачи рекомендуют покупать не сумки и портфели, а именно
школьные рюкзаки, ношение которых формирует правильную осанку.
Выбирайте школьный рюкзак вместе
с самим ребенком чтобы он сразу мог его примерить.
Его ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота - 30 см. Пустой школьный ранец должен быть легким - не более 600-700 граммов.
Ежедневно контролируйте содержимое рюкзака вашего ребенка. Приучайте ребенка не носить лишнего, собирать рюкзак согласно учебного расписания.
Выбирать рюкзак не тяжёлый, без лишних деталей (молнии, кармашки, украшения и т. д.)
Выбирать лёгкие практичные пеналы без лишних деталей.
Слайд 17Общие выводы
Моя гипотеза, относительно влияния веса рюкзака на здоровье ученика,
полностью подтвердилась.
Вес рюкзака действительно влияет на осанку школьника, а
соответственно и на здоровье всего организма в целом.
Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить.
Наше здоровье зависит от нас!
Слайд 18
ЛИТЕРАТУРА
1.Лопанин А. Тяжелая ноша. Интернет-ресурс - http://timix.nios.ru/archives/6862
2. На что
стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интернет-ресурс – http://school19.stbur.ru/index.php?newsid=69
3.
Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. - №5, с.21.
4. Материалы санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.4.1178-02),