Слайд 1Психологические аспекты формирования
культуры безопасности жизнедеятельности
Маркова Светлана Владимировна, педагог-психолог
МАОУ города
Иркутска гимназии №2
Слайд 2Слайд №2. Историческая справка.
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было
выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в
процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.
Слайд 3Слайд №3. Что понимается под культурой безопасности жизнедеятельности?
Культура безопасности жизнедеятельности
– это уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения
безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.
Слайд 4Слайд №4. Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности
• на индивидуальном уровне - мировоззрение, нормы
поведения, индивидуальные ценности и личная готовность в области безопасности жизнедеятельности;
• на
коллективном уровне - корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовка квалифицированных специалистов в этой области;
• на государственном уровне - традиции безопасного поведения, социальные ценности, готовности населения в области безопасности жизнедеятельности.
Слайд 5Слайд №5. Объекты формирования КБЖ
индивидуальный уровень - личность как совокупность
достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития
в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности;
корпоративный уровень - трудовые коллективы (корпорации);
общественно-государственный уровень - общество в целом.
Слайд 6Слайд №6. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности
культура безопасности производственной деятельности;
культура безопасного
и здорового быта, отдыха и межличностных коммуникаций в обычных и
особенно в опасных и экстремальных ситуациях;
культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге, проектировании, реконструкции инженерных объектов в техносфере;
транспортная культура;
педагогическая культура по обучению и воспитанию населения безопасному поведению и т.д.
Слайд 7Слайд №7. Признаки безопасности человека и общества
состояние среды обитания, при
котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или
физического ущерба человеку;
отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;
готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей;
система мер защиты человека и среды обитания от опасностей;
состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму;
степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью.
Слайд 8Слайд №8. Культура безопасности
российского общества
это специфическая совокупность ориентиров, средств,
форм и способов взаимодействия людей со средой существования, которые они
вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.
Слайд 9Слайд №9. Основной принцип и объект формирования КБЖ.
Основной принцип КБЖ
-
принцип высшего
приоритета жизни человека
Объект формирования КБЖ –
ЛИЧНОСТЬ
Слайд 10 Слайд №10. От чего зависит здоровье?
По данным Всемирной организации
здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды,
на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека.
В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Данная ситуация остается актуальной по сегодняшний день.
Слайд 11Слайд №11. Что такое забота о здоровье для россиянина?
Своевременное обращение
к врачу – 20%. Галочку в графе «здоровье» они готовы
поставить, всего лишь побывав на приеме у врача и закупив написанные им на листочке таблетки.
Двигательная активность - 15% (посещение спортзалов и фитнес-центров, регулярное выполнение утренней зарядки, бег по парку летом и лыжные прогулки зимой).
9% россиян ведут здоровый образ жизни, периодически выгуливая собачку и пешком доходя до метро (в чьем-то понимании и это забота о здоровье).
Еще 8% составляют противники вредных привычек.
Лозунг «Лучшая тактика – это профилактика» также к нам не относится.
Около половины опрошенных ничего не делают для того, чтобы сохранить здоровье. 16% смотрят передачи, читают книги и журналы, изучая тем самым теоретическую сторону вопроса. 16% стараются правильно питаться, правда, консультацию с врачом-диетологом при этом они считают излишней. И лишь 11% регулярно проверяют состояние своего здоровья. А это примерно каждый десятый и не более того.
Еще один опрос показал, что только треть граждан России чувствуют личную ответственность за свое здоровье. Остальные ищут крайнего: врачи, государство, злые силы …
Слайд 12Слайд №12. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 13Слайд №13. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 14Слайд №14. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд 15Слайд №15. Значение средств массовой информации в формировании КБЖ
В современных
условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в
формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии.
Слайд 16Слайд №16. Примеры мотиваторов, посвященных ЗОЖ
Слайд 17Слайд №17. Психологические аспекты КБЖ
Психология тактики безопасности— обеспечивает осторожное, бдительное
и уверенное поведение индивида в различных ситуациях жизнедеятельности. В значительной
мере оно направляется установкой на безопасность и подготовленностью человека к безопасному поведению.
Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание, знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой безопасности.
Слайд 18Слайд №18. Психологические аспекты КБЖ
Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики
и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность
к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.
Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
Слайд 19Слайд №19. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
формирование у
школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового и безопасного образа
жизни;
формирование потребностей к здоровому образу жизни, нравственному поведению;
формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
Слайд 20Слайд №20. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
формирование ценностного отношения
к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих;
развитие
экологического мышления;
формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья;
формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой; формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья.
Слайд 21Слайд №21. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
Знакомство с психологическими
ресурсами личности;
Обучение приемам релаксации;
Содействие формированию положительной самооценки;
Формирование веры в
себя и свои возможности;
Привитие понятия о роли позитивного отношения к жизни, себе и окружающим как основе гармоничного полноценного развития личности.
Слайд 22Слайд №22. Роль предмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ в формировании КБЖ
у школьников.
Основная задачи ОБЖ: воспитание ответственного отношения к своей жизни
и своему здоровью, к окружающей среде; привитие культуры безопасности жизнедеятельности.
Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!