Слайд 1ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИКИ
Слайд 2 Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят,
хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях
способность к возгоранию или взрыву.
Слайд 3К взрывопожароопасным объектам относятся:
Предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Нефте- и
газопроводы
Предприятия, производящие порох, взрывчатые вещества.
Угольные шахты.
Предприятия лесной и пищевой промышленности.
Слайд 4Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях
химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслевой промышленности, которые приводят к серьёзным
последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.
На предприятиях, производящих порох, реактивное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы, а также продукцию на их основе, возможны еще более масштабные происшествия с массовым поражением работников предприятий и населения близлежащих населенных пунктов.
Слайд 5Прогнозы специалистов МЧС России показывают, что при крупной аварии на
подобных объектах, сопровождающейся взрывами и пожарами, может возникнуть необходимость эвакуации
свыше 20 тыс. человек.
Слайд 6Особую опасность в настоящее время представляют угольные шахты из-за взрывов
метана, угольной пыли и пожаров. Пожары, возникающие в подземных выработках,
являются наиболее тяжелыми по последствиям и часто случающимися авариям (около 33% от общего числа аварий в этой отросли).
Слайд 7Воздушная ударная волна
с образованием большого количества отлетающих
осколков.
Высокая температура.
Загрязнение
воздуха продуктами горения, в том числе и углекислый газ
К
поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся:
Слайд 8Поражение людей
Полное или частичное разрушение жилых или промышленных зданий.
Пожары
Концентрация химически
опасных веществ
Тяжелые социальные и экономические последствия.
Возможные последствия аварий на взрыво-
и пожароопасных объектах:
Слайд 9При взрыве на взрывопожароопасных объектах поражение людей может происходить как
от прямого воздействия ударной волной, так и от летающих обломков,
камней, осколков стекла и т.п.
Ущерб, причиняемый ударной волной жилым и промышленным зданиям, может носить характер полных разрушений, сильных, средних и слабых в зависимости от мощности взрыва.
При полных разрушениях рушатся все элементы здания, включая несущие конструкции этажей.
При сильных разрушениях обваливаются несущие конструкции и перекрытия верхних этажей, после этого здание восстановлению не подлежит.
При средних и слабых разрушениях поврежденные здания могут быть восстановлены.
Слайд 10Для наглядной характеристики последствий такой аварии приведем анализ катастрофы двух
пассажирских поездов произошедшей в Башкирии 3 июня 1989 года в
результате взрыва на трубопроводе.
Крупная железнодорожная катастрофа явилась следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда Новосибирск-Адлер(20 вагонов) и Адлер- Новосибирск(17 вагонов), следующие в разных направлениях, в 23 часа 10 минут оказались в зоне, скопившейся на местности площадью 250 гектар углеводородовоздушной смеси, образовавшиеся в результате истечения нефтепродуктов в окружающую среду из разорвавшейся трубы трубопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье.
Слайд 11Предположительно из-за искрения токоприемников локомотива во время прохождения зоны с
большой концентрацией углеводородовоздушной смеси (в ее состав входили компоненты: метан,
этан, пропан, изобутан и гексан; смешавшись с воздухом, такая смесь становится взрывоопасной) возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого соответствовала энергии взрыва тротила массой 300 тонн.
Слайд 12Взрыв и возникший в результате взрыва пожар привели к массовой
гибели и поражению людей двух встречных пассажирских поездов, оказавшийся в
зоне образования взрывоопасной смеси нефтепродуктов.
Воздушной ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного и 6 другого состава), из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. В поездах предположительно следовало 1284 человека, из них погибло 780 человек.
Слайд 13Катастрофа явилась следствием неудовлетворительного качества строительства трубопровода и недопустимо плохого
состояния контроля над его строительством со стороны заказчика и неприятия,
своевременных мер по устранению аварии (разрыв трубы), возникшей перед взрывом. К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины катастрофы.
Слайд 14Контрольные вопросы:
Какие объекты экономики
относятся к взрыво- и
пожароопасным?
Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и
пожароопасном объекте?
Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют высокую степень опасности для работающего персонала и населения?