Слайд 1
«Знакомство с одеждой народов крайнего севера»
Автор: Широкова Екатерина Юрьевна
Ученица 3
«Б» класса
МОУ НШДС №42
Руководитель: Сидоренкова Наталья Александровна
Слайд 2
Актуальность темы:
В наше время детям необходимо знать элементарное представление
об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов
крайнего севера.
Проблема:
Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы.
Слайд 3
Цель:
Познакомить детей
с разновидностями одежды народа крайнего севера.
Слайд 4
Задачи:
- развивать у детей чувство уважения, понимание смысла
поведения и культурных особенностей народов крайнего севера;
- учить
детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта;
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на поведение и поступки людей, развивать экологическую культуру детей;
- познакомить детей с историей, стилями и видами одежды народов крайнего севера.
Слайд 6
Земля, на которой мы живём, является исторической родиной обско-угорских народностей
– ханты, манси, ненцев, селькупов.
Историческое название края - Югра. Первое
письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе югра - (остяки (ханты), вогулы (манси)
Слайд 7Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме
того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У
охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными.
Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными.
Слайд 8Одежда коренных народов крайнего севера.
Слайд 9
Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных
преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и
восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.
Слайд 10
Природные условия Ханты Мансийского автономного округа суровы. Они даже сложнее,
чем почти во всех других северных регионах Земли. Поэтому для
жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от сильных морозов, летом – от мошкары и комаров.
Слайд 11Цвет и цветовая символика.
Для изготовления того или иного изделия нужно
уметь не только подбирать материал, но и работать с цветом.
Белый
цвет у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие. Черный ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром. Красный цвет – цвет огня и тепла.
Слайд 13Мужская и женская одежда народов крайнего севера.
.
Слайд 14Мужская одежда обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная
для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили
зимой и летом, на улице и в жилище.
Женская одежда была более сложной. Это распашная шуба – паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом.
Мужская одежда обязательно включала малицу и совик. Это самая совершенная для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили зимой и летом, на улице и в жилище.
Женская одежда была более сложной. Это распашная шуба – паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом.
Слайд 15 Мужская одежда.
Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к
ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает
тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.
Слайд 16 Женская одежда.
Верхняя часть шубы в женской одежде делается из
шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и
белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды на хантыйский манер – яга или ягушка. Поверх паны надевают чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинным поясом из ткани Богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией
Слайд 17 Оформление одежды.
Во многообразных узорах, выполненных руками женщины Севера, вся
тундра и ее жители видятся как на ладони. Основным видом
оформления одежды и предметов домашнего обихода является орнамент. Орнамент – украшение – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим (существовал у всех народов). Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. Рассмотрев внимательно различные орнаменты на одежде или утвари ненцев, селькупов, ханты и манси – у всех можно увидеть общие мотивы.
Слайд 18
Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным
орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в
точности облик животного, изображает его условно. Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.
Слайд 19
В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только
украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической
защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.
Слайд 20Оформление одежды народов крайнего севера (применение орнамента).
Слайд 26Традиционное жилье
хантов и манси.
Слайд 27Бисероплетение,
мозаика из меха.
Слайд 28Заключение:
«Могущество России
будет прирастать Сибирью»,
привидел Михайло Ломоносов.
Слайд 29
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она
не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждём, друзья!
И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдёте чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Слайд 30литература
Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.