Слайд 1
Итоговое сочинение - проверка уровня речевого развития детей и их
самосознания. Проблемы подготовки
Выполнила Шулина Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №3
с углубленным изучением английского языка
г.Севастополя
Слайд 2Для чего нам сочинение - итог?
Сочинение позволит проверить
широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой
на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Слайд 3Мнение филолога-практика
С.В.Волкова
Итоговое сочинение будет во благо только в том случае,
если мы позволим детям уйти от шаблона.
ЕГЭ по русскому
привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.
Слайд 5
ПРОБЛЕМА
Проблема ПОСТАВЛЕНА автором (см. формулировку задания части 2).
Поставить проблему –
предлагать её для обсуждения.
НЕЛЬЗЯ:
Проблема ЗАТРОНУТА
Проблема УПОМЯНУТА.
Слайд 6«От позиции автора – к проблеме»
Слайд 10
Комментарий -
это проверка эквивалентности восприятия текста.
Слайд 11
Объект комментирования
Объектом комментирования является проблема, сформулированная учащимся.
Слайд 12
Комментируя проблему, следует привлекать информацию из текста, значимую для раскрытия
данной проблемы (предложения, абзацы и т.д.). Однако комментарий не должен
сводиться к пересказу содержания: фактическая информация текста должна встраиваться в концептуальную.
Слайд 13
Трёхуровневая модель понимания текста
Слайд 14
Типы информации в тексте
Фактуальная информация – это сообщение о фактах,
событиях, процессах, упомянутых в тексте.
Концептуальная информация – это субъективное авторское
понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
Слайд 15
Принципы построения комментария
Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и
последующими частями сочинения.
Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться
в пересказ.
Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)
Слайд 18
Сформулируйте проблему.
Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно
этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.)
Продумайте, в чем важность, значимость этих
примеров для раскрытия мысли автора.
Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)
Алгоритм работы с текстом
Слайд 19
Что такое «пример-иллюстрация»?
Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы
информация текста, прежде всего фактуальная, встроенная в собственную интерпретацию текста
(в концептуальную информацию).
Слайд 20
Публицистический текст
Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры?
В чём их значимость?
Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость
этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Каково отношение автора к изображаемому?
Слайд 21
Художественный текст
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события,
поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте значимые
художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Каково отношение автора к изображаемому?
Слайд 22
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ КОММЕНТИРОВАНИИ
Комментарий отсутствует.
В комментарии отсутствует опора на текст.
Комментарий
подменяется пересказом.
Несоответствие комментария заявленной проблеме.
Комментарий с фактическими ошибками.
В комментарии отсутствуют
примеры-иллюстрации.
Слайд 26
Примеры из личного опыта
Обобщённые примеры из жизни
Предположительные примеры
Ссылка на обобщённое
лицо
Ссылки на общезначимый опыт
Пословицы, афоризмы
Ссылки на кинофильмы
Аргументы, оцениваемые 1
баллом
Слайд 27
Академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен
типовыми многоэтажками.
На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково
и Абрамцево.
Обобщённые примеры из жизни
Слайд 28
Примеры из художественной литературы
Примеры из публицистической литературы
Примеры из научной (научно-популярной
литературы)
Аргументы, оцениваемые
2 баллами
Слайд 29
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»
Пример из публицистической
литературы
Слайд 30Цитаты… цитаты…
Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую
мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся
(Л.Н.Толстой).
Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).
Слайд 31
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку