Слайд 1Кейс – технологии
на уроках
биологии
Реутова Л.Г.
учитель биологии
ГБОУ СОШ «ОЦ»
пос. Серноводск
Слайд 2Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров
Слайд 3
Кейс-технологии
ролевые игры
метод проектов
ситуативный анализ
Слайд 4В кейс-технологии производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно
отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный
комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Слайд 5 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ
параграфа или статьи, не ответ на
вопрос преподавателя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Слайд 6 ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ
- анализировать информацию,
- сортировать
ее для решения заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные
пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.д.
Слайд 7Материалы для создания кейса
Проблемные реальные
ситуации
Интересные исторические факты
Литературные источники
представления
кейса
печатный
мультимедиа
видео
Слайд 101. Подготовительный этап.
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет
место урока в системе предмета, задачи урока
Слайд 112. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в
живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
• Введение в ситуацию.
•
Описание ситуации.
• Информационный материал.
• Глоссарий.
Слайд 123. Основной (аналитический) этап.
• Вступительное слово учителя;
• распределение
учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
• организация работы
групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
• первый раунд дискуссии – обсуждение
проблемных моментов в малых группах,
поиск аргументов и решений.
• второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая
дискуссия, подведение итогов дискуссии
и найденных решений.
Слайд 134. Итоговый этап.
• Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся
могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
•
обобщающее выступление
учителя – анализ ситуации;
• оценивание учителем учащихся.
Слайд 15 «Смирнов Виталий Петрович давно мечтал о небольшом дачном
участке. Купив участок земли недалеко от города, ему стало ужасно
интересно, какие животные и растения жили на этом участке прежде. Он обратился за советом к своему школьному товарищу – Волкову Михаилу Ивановичу – доктору биологических наук. Михаил Иванович вначале удивился необычной просьбе друга, но затем задал один уточняющий вопрос, на который Виталий Петрович не смог ответить. Тогда Михаил Иванович предложил «пытливому» землевладельцу несколько способов, позволяющих удовлетворить его любопытство».
Задание:
Какой вопрос задал Михаил Иванович Виталию Петровичу?
Какие способы исследования дачного участка предложил Михаил Иванович своему школьному товарищу?
Слайд 17«Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул
самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она
обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.
- Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.
Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».
Задание:
• Могут ли это быть грибы?
• А другие организмы?
• Предложите способы, с помощью которых можно было бы выяснить природу этого налёта.
Слайд 18Кейс
«Дарвин и сельское хозяйство»
Слайд 19 Однажды к Ч.Дарвину пришла делегация окрестных фермеров за разъяснением,
почему у них падают урожаи клевера. Прежде чем дать ответ,
великий учёный сам провел массу опытов и только после длительных наблюдений дал совет фермерам.
Его друг и ученик Томас Гексли после этого случая придумал интересную задачу, суть которой сводилась к следующему: "Кому Британия благодарна за то, что стала великой морской державой?".
Вопросы и задания
Предположите, какой совет дал Ч.Дарвин фермерам.
Предложите свой вариант решения задачи Т.Гексли.
Слайд 21На заре воздухоплавания три французских астронавта совершили
полёт на воздушном шаре.
Они поднялись на высоту 8000м.
Только один из астронавтов остался жив,
но он опустился на
землю в очень тяжёлом состоянии.
Задания и вопросы для обсуждения.
Чего не знали астронавты?
Почему это произошло?
Как можно было предотвратить это
несчастье?
Какие знания помогут последующим
астронавтам избежать трагических
последствий?
Предложите правила техники
безопасности, которым должны
следовать все без исключения астронавты?
Слайд 22Список источников
http://festival.1september.ru - Технология кейс-стадии на
уроке биологии в 9-м классе.
http://www.evolkov.net - Метод кейсов (case study)
georg.edusite.ru - CASE-технология
ru.wikipedia.org – Метод
кейсов – Википедия