Разделы презентаций


Системно-деятельностный подход в управлении развитием педагогического коллектива

Содержание

Требованияк структуреООПТребованияк результатамосвоения ООПОбщие рамки для системы нормативов ОжидаемыерезультатыдеятельностисистемыобразованияЗапросы и ожидания Организационныеи педагогическиеусловия деятель-ности системыобразованияТребованияк условиям ре-ализации ООПРесурсы: кадры,материальная база,информация,финансыОсобенности нового стандарта:общественный договор, ориентация на результат,деятельностный подход, система Требований

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а

тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г.

Лихтенберг

Системно-деятельностный подход
в управлении развитием педагогического коллектива

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то

Слайд 2Требования
к структуре
ООП


Требования
к результатам
освоения ООП


Общие рамки для системы нормативов


Ожидаемые
результаты
деятельности
системы
образования
Запросы и

ожидания
Организационные
и педагогические
условия деятель-
ности системы
образования
Требования
к условиям ре-
ализации ООП


Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
Особенности

нового стандарта:
общественный договор, ориентация на результат,
деятельностный подход, система Требований
Требованияк структуреООПТребованияк результатамосвоения ООПОбщие рамки для системы нормативов ОжидаемыерезультатыдеятельностисистемыобразованияЗапросы и ожидания Организационныеи педагогическиеусловия деятель-ности системыобразованияТребованияк условиям ре-ализации

Слайд 3Ожидаемые результаты:
преемственность и развитие
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и

отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуникативность
навыки самоорганизации

и здорового образа жизни

саморегуляция

ответственность

чувство собственного
достоинства

уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Ожидаемые результаты:преемственность и развитиедеятельный и активныйкреативныйлюбознательныйинициативныйоткрытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивыйположительное отношение к себе, уверенность в своих

Слайд 4Развитие личности, психологические способности – результат преобразования внешней предметной деятельности

во внутреннюю психическую деятельность
Как учить?

обновление
средств
обучения
Ради чего учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход
становление

ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий
Развитие личности, психологические способности – результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельностьКак учить?обновлениесредствобученияРади чего учить?ценности

Слайд 5Учитель школы
Позиционирование учителя

Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия

детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя


создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”

Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Учитель школыПозиционирование учителяПозиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действийинициирует пробные действия детейконсультирует, корректирует действияищет способы включить в работу

Слайд 6Учитель школы
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
тематическое планирование учебного процесса на основе

проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса
проектирование «учебных ситуаций»

Организация

работы учащихся
в группах и парах
в мобильных группах
индивидуальная поддержка детей
организация проектной деятельности

Оценочная деятельность
Учитель школыПрофессиональное мастерствоПроектирование учебного процессатематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного

Слайд 7Учитель школы
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты
текстовый редактор,
редактор презентаций,
динамические таблицы, базы данных

Мультимедийные информационные источники

Инструменты

коммуникации
электронная почта,
Интернет

ИКТ-средства
системы управления учебным процессом,
интерактивная доска,
цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Учитель школыИКТ-компетентностьОбщепользовательские инструментытекстовый редактор,редактор презентаций,динамические таблицы, базы данныхМультимедийные информационные источникиИнструменты коммуникацииэлектронная почта,ИнтернетИКТ-средствасистемы управления учебным процессом,интерактивная доска,цифровое и

Слайд 9Асмолов А.Г.
Важнейшей задачей современной системы образования является:
- формирование способности

субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта;
- формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Асмолов А.Г. Важнейшей задачей современной системы образования является:- формирование способности субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного

Слайд 10А. Дистервег
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря

которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования

своей жизни…».

П.Ф. Каптерев

«Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

«Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский

А. Дистервег«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей

Слайд 11Закон
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса

общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание

условий для ее самореализации ...»

Закон РФ «Об образовании», ст. 14

А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации»

«Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Закон«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение

Слайд 12Госстандарты 2004 НШ
Овладение содержания образования направлено на достижение в НШ

следующих общих целей:
овладение общеучебными умениями и навыками (умение

планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий, проектировать, владеть способами контроля и оценки, определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок);
формирование умений учебного сотрудничества (умение работать в группе, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад; освоение правил и культуры взаимодействия). И др.


Из действующих госстандартов (2004):

Общие цели на ступени среднего (полного) образования:
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),
умения проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если ...»);
умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. И др.

Госстандарты 2004 НШОвладение содержания образования направлено на достижение в НШ следующих общих целей:  овладение общеучебными умениями

Слайд 13Самореализация личности педагога


Системно-деятельностный
и личностно-ориентированный
подход
личностного
подхода
демократичности
научности

и
эффективности
социального взаимодействия
Принципы
?

?
?
?
?
?
?









реальности
гуманности

Самореализация личности педагога Системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход личностного подходадемократичностинаучности и эффективности социального взаимодействия Принципы ? ? ??

Слайд 14Исторический контекст
Современный уровень развития производства выдвигает новые требования к

сфере образования, отраженные в существующей нормативной базе как основной приоритет:

формирование умения учиться, а не только освоение учащимися конкретных ЗУН в рамках отдельных дисциплин.

Историческое развитие представлений о качестве образования

Как обучать?

Исторический контекст Современный уровень развития производства выдвигает новые требования к сфере образования, отраженные в существующей нормативной базе

Слайд 15

Теоретическая основа в управлении развитием педагогического коллектива
Концепция проектирования креативной организации

управления основана на:
системно-деятельностном
проектном
компетентностном подходах

Системно - деятельностный подход сформулирован

в работах А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского.

Компетентностный подход в школьном образовании
(А.В. Хуторской).

Алгоритму проектной деятельности посвящены работы М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера, М.Б.Романовской.

Теоретическая основа в управлении развитием педагогического коллектива Концепция проектирования креативной организации управления основана на:системно-деятельностном проектномкомпетентностном подходах Системно

Слайд 16а) наличие у учителя положительного мотива к деятельности ("Хочу разобраться,

хочу попробовать свои силы...)
б) наличие у учителя положительных изменений в

эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности,...")
в) переживание учителями субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат,...")
г) осознание учителем усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны..."),

Результативность применения системно-деятельностного подхода в работе с педкадрами:

а) наличие у учителя положительного мотива к деятельности (

Слайд 17Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985г.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985г.

Слайд 18Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие

моменты.

Что значит

Слайд 19Системно-деятельностный подход предостерегает от банальных характеристик.
Мы говорим: дошкольное детство

— это подготовка к школе; школа — это подготовка к

вузу; вуз — это подготовка к работе; работа — это подготовка к пенсии.







Тогда выходит, что детство — это подготовка к смерти.
Так получается, если мы не выделяем самоценность детства, не определяем специфику ведущей деятельности.


Системно-деятельностный подход предостерегает от банальных характеристик. Мы говорим: дошкольное детство — это подготовка к школе; школа —

Слайд 20Чему должен научиться ребенок?
Пришел мудрец к бедным и сказал: "Я

вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы

утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
Чему должен научиться ребенок?Пришел мудрец к бедным и сказал:

Слайд 21“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению

качеством образования, и:
минимизировать дискомфорт и затраты педагога в ходе

аттестации;
предупредить физический и моральный износ учителя;
высвободить энергию для новых творческих поисков;
мотивировать на новые достижения, переходя от методов побуждения к внутренней мотивации педагога.
Дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами определяется на основе:
психологической восприимчивости педагога к новому в УВП;
распределения учителей по группам контроля на основе мониторинга:
сервисный , частичный , плановый , усиленный .

“Интегральная технология” управления позволяет перейти от надзора к системно-деятельностному управлению качеством образования, и:  минимизировать дискомфорт и

Слайд 22Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов

в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников сервисной и частичной

групп контроля через:

перевод на самоконтроль, передачу дополнительных полномочий;
привлечение к участию в инновационной деятельности;
аттестацию на более высокую квалификационную категорию;
привлечение к управленческой деятельности;
включение в резерв руководящих кадров.

Вид, формы и методы ВШК направлены на удовлетворение потребностей педагогов в самовыражении и самоутверждении – для сотрудников

Слайд 23Аксиома «Рефлексивная самоорганизация»

2
1

Аксиома «Рефлексивная самоорганизация»21

Слайд 24

2
1
И
И – исследование
где возникло затруднение?
К
К – критика
почему оно возникло?
П
П –

проект
устранение причины затруднения
3
4
5
Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

21ИИ – исследованиегде возникло затруднение?КК – критикапочему оно возникло?ПП – проектустранение причины затруднения345Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

Слайд 25

2
1
И
К
П
3
4
5
6
где 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению;
2 –

фиксирование затруднения;
3 – исследование;
4 – критика;
5 – проектирование;
6 – реализация

проекта.

Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

21ИКП3456где 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению;2 – фиксирование затруднения;3 – исследование;4 – критика;5 –

Слайд 26Аксиомы
организатор


5


понимающий
2


критик
3


арбитр
4
автор
1
ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аксиома «Коммуникативное взаимодействие»
Аксиома «Воспроизводимая деятельность»

Аксиомыорганизатор5понимающий2критик3арбитр4автор1ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аксиома «Коммуникативное взаимодействие» Аксиома «Воспроизводимая деятельность»

Слайд 27методолог
Этапы развития сферы образования

методологЭтапы развития сферы образования

Слайд 28управленец
Этапы развития сферы образования

управленецЭтапы развития сферы образования

Слайд 29преподаватель ПИ, ПУ
Сфера образования







Н

ученик




учитель
методист




теоретик




методолог







управленец







Н

будущий учитель




преподаватель ПИ, ПУ, ИПК

преподаватель ПИ, ПУСфера образованияНученикучительметодисттеоретикметодологуправленецНбудущий учительпреподаватель ПИ, ПУ, ИПК

Слайд 30Теорема
Теорема
Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учителем

нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).
Доказательство:

ТеоремаТеорема Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учителем нормы учебной деятельности (то есть того, что

Слайд 31Структура учебной деятельности методологическая
Структура учебной деятельности
(методологическая версия)
«Уметь учиться» –

это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной

деятельности и их рефлексию.
Структура учебной деятельности методологическаяСтруктура учебной деятельности (методологическая версия)«Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и уметь выполнять

Слайд 32Структура учебной деятельности «от здравого смысла»
Структура деятельности

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию,

нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век
Структура учебной деятельности «от здравого смысла»Структура деятельности      «Среди многих боковых тропинок, сокращающих

Слайд 33ТДМ
Технология деятельностного метода
1) Мотивация (самоопределение) к деятельности.
2) Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и

причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*

ТДМТехнология деятельностного метода  1) Мотивация (самоопределение) к деятельности.2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3)

Слайд 34Система дидактических принципов «Школа 2000...»
* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения:

образовательная система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. –

М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*

Система дидактических принципов «Школа 2000...»* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной

Слайд 35Суть СДП
Суть системно-деятельностного подхода:
исходя из выявленных

в общей теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена дидактическая

система «Школа 2000...», которая:
1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте;
2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой.
Суть СДПСуть системно-деятельностного подхода:    исходя из выявленных в общей теории деятельности  закономерностей мира

Слайд 36Этапы формирования умений
Этапы формирования нового умения
(исходя из общей схемы формирования

любого
нового элемента системы)
1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла

и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Этапы формирования уменийЭтапы формирования нового умения(исходя из общей схемы формирования любого нового элемента системы) 1. Приобретение первичного

Слайд 37Смайлики
Профессиональная деятельность

СмайликиПрофессиональная деятельность

Слайд 38Преимущества СДП
Упрощение языка описания нового способа обучения.
Достаточная полнота

формирования метаумений и ДС.
Технологичность, открывающая путь к построению региональных

систем трансляции и тиражирования без искажений.
Критериальность, являющаяся базовым требованием к построению объективных средств диагностики и оценки качества.
Преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
Синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.), что позволяет систематизировать инновационный педагогический опыт и сделать существенный шаг вперед по пути построения единого образовательного пространства на технологической основе.

Преимущества системно-деятельностного подхода

Преимущества СДП Упрощение языка описания нового способа обучения. Достаточная полнота формирования метаумений и ДС. Технологичность, открывающая путь

Слайд 39Что СДП дает учителю
Системно-деятельностный подход позволяет учителю:


1) систематизировать знания об активизации деятельности

учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
2) каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
3) переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
4) уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе ЕГЭ), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
5) работать в условиях «открытого» комплекта;
6) включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне, что соответствует критериям НПО (материальный стимул);
7) вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам (второго поколения).
Что СДП дает учителю   Системно-деятельностный подход позволяет учителю:     1) систематизировать знания

Слайд 40Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт,

как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его

включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность. Г.С.Батищев

Спасибо за внимание!

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика