Слайд 2
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
обучения, воспитательных средств.
Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".
Слайд 3Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы
обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма,
умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Слайд 4 Модульное обучение основывается
на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
целевой план действий;
банк информации;
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Слайд 5Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает
конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Задачи
учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В
и С.
Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала.
Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении.
Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Слайд 8
Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или
иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня
сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей.
Это один из способов положительной мотивации учения.
Слайд 9 В модульной программе предусмотрены задания, выполнение
которых требует
парной,
групповой,
коллективной
форм организации
деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Слайд 10Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне
А, В или С.
Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения
знаний.
Слайд 11Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке.
Каждый
вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие,
мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе.
Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.
Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью.
Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Слайд 12Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен
занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии
необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
Слайд 131. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы
урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае
эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Слайд 147. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы
(УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Слайд 15Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний
и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности
к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Слайд 16Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике
этапов усвоения знаний:
восприятие;
понимание;
осмысление;
запоминание;
применение;
обобщение;
систематизация.
Слайд 17Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном
этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В
старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.