Слайд 1Голышева
Галина Эриевна
Учитель высшей категории
МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумска
Почетный работник общего образования
Победитель конкурса лучших учителей РФ
2007, 2012 годов
Автор книги и статей по методике анализа текста в журналах «Литература в школе» (дважды лауреат журнала), «Русский язык в школе», «Всё для учителя. Русский язык и литература»
Победитель конкурса «Урок – презентация по литературе» (2009) журнала «Первое сентября. Литература»
Слайд 2
ФГОС: преподаём русскую словесность
в
10 – 11 классах
Словесность – совокупность лингвистики и литературоведения, которые изучают письменный текст с целью понимания истории и сущности духовной культуры народа.
Слайд 3 УМК С.И.Львовой «Русский язык и литература» 10 – 11
классы
Слайд 4Деятельностно-системный подход
Слайд 5Содержание курса словесности
Слайд 6
Коммуникативная
направленность
урока русского языка
Слайд 7Культуроведческий аспект (упр.1, 3)
ЯЗЫК
РЕЧЬ - душа
РЕЧЬ – жизнь
НАРОД – хранитель
языка
Бодуэн де Куртенэ (19-20 вв)
В.В.Колесов (20-21 вв)
И.И.Срезневский (19 в)
Слайд 12Приёмы работы с таблицей, схемой
Что случилось?
Вам ясна моя позиция?
Не изменили ли вы
своей позиции?
Что вам понравилось?
Не кажется ли Вам,
что…
Что у Вас
интересного?
Слайд 15Аркадий
Николай
Петрович
Павел
Петрович
Базаров
Фенечка
Перевод текстовой информации в схему (литература)
раздражение
ирония
дружба
учитель
ученик
радость
недовольство
от развязности
страх
? нравится
любовь
! чувство
превосходства
любовь
боготворит
любезность
сдержанность
Слайд 16Характеристика коммуникативного акта (упр.68)
Слайд 19Пишем инструкции (упр.79, 86)
«Невербальные средства эффективного общения»
для русских туристов, выезжающих
в Европу.
Пытайтесь сдерживать жесты или используйте синхронные жесты обеих рук.
Ограничьте движения головой, плечами.
При дружеском общении стойте не далее чем в полуметре, на переговорах – в метре.
Не смотрите долго в глаза собеседнику.
Голосуйте на обочине дороги, подняв вверх большой палец сложенной в кулак руки.
Победу выражайте V-образным жестом пальцев.
В Болгарии, отрицая, кивайте головой (как бы соглашаясь).
В Германии, выражая восхищение, высоко поднимайте брови, но помните, что в Англии – это признак скептицизма.
Во Франции и Италии глупую идею сопровождайте выразительным стуком по голове, но помните, что в Англии и Испании этим жестом выражается довольство собой.
В Голландии, крутя пальцем у виска, вы одобрительно сопровождаете остроумную фразу. Если же желаете кого-либо похвалить, оценить его ум, постучите себя по лбу, вытянув указательный палец вверх.
В Италии, предупреждая об опасности, постучите указательным пальцем по носу.
Слайд 20Основные общеучебные умения
Познавательные
работа с информацией
(поиск, извлечение)
Коммуникатив-ные
владение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры речи
Регулятивные
организация
деятельности
(целеполагание,
планирование,
самоконтроль)
Метапредметные
(сравнение и
сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация)
Слайд 21Подготовка к сочинению по русскому языку (часть С ЕГЭ)
Упр.
127: публицистический текст нравственной тематики (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не
менее двух аргументов)
Упр. 135, 142: публицистический текст о проблеме чтения (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не менее трёх аргументов)
Слайд 22Подготовка к обязательному сочинению по литературе
Упр. 42 – 43:
сравнительный анализ фрагмента повести и притчи о любви (задание: напишите
сочинение-рассуждение «Что объединяет судьбы героев?»)
Упр. 50 – 51: интерпретации Найдича и Андроникова стихотворения Лермонтова «Есть речи…» (задание: «Чья трактовка мне ближе и почему?»
Слайд 23Подготовка к обязательному сочинению по литературе
Упр. 57: к тексту
Пескова о взаимоотношениях человека и природы даны 5 сочинений учащихся
(задание: написать рецензию на понравившееся сочинение)
Упр. 58: задание: напишитесочинение – рассуждение по тексту Пескова, приведя один аргумент из литературы.
Слайд 24Подготовка к сочинению по русскому языку и литературе
Упр. 138:
анализ поэтического текста (стихотворение Лермонтова «Утёс»)
Упр. 145: сопоставительные сочинения
по поэзии и живописи.
Упр. 147: сочинение – рассуждение о воздействии поэзии Пушкина на юного читателя.
Упр. 149: сравните портрет Обломова в романе Гончарова и портрет Демидова художника Левицкого.
Слайд 25Видео мастер-класса
https://yadi.sk/i/My_3Lkvb3LZSB8
Источники
Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык.
10 класс: учебник для общеобразовательных
организаций (базовый и углублённый уровни) /
С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.