Слайд 1Ковальчук Лариса Георгиевна
МБОУ ЦСОШ №9
педагог-психолог
Тест «Память»
Советы психолога по тренировки памяти.
Слайд 2ПАМЯТЬ ТЕСТ
В течение 1 минуты — положите перед собой часы
— прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут
запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить.
Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.
По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести.
Слова к тесту:
сено
тротуар
ключ
столетие
самолет
фильм
поезд
аромат
картина
Карпаты
месяц
Гималаи
певец
неподвижность
радио
календарь
трава
мужчина
перевал
женщина
автомобиль
абстракция
сердце
вертолет
букет
Слайд 3
РЕЗУЛЬТАТЫ :
6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь
зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно
— займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости.
7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию.
13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.
18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь.
Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!
Слайд 4Как ускорить процесс обучения, а главное – сделать его более
эффективным?
Советы психолога
Закон установки — ставьте установку перед началом работы. Представьте,
что два человека в течение одного и того же времени запоминают одинаковую информацию. Одного из них попросили запомнить на неделю, а второго — только на час. Как вы думаете, какие результаты будут при проверке — сразу после запоминания? Тот, кто ожидает проверку через неделю, значительно лучше справится с заданием. Это доказано опытным путем. Поэтому, если что-то нужно запомнить на завтра, можно дать себе установку запомнить на месяц вперед.
Слайд 5Закон ярких впечатлений — подключайте эмоции. Чем ярче впечатление от
какого-либо события, действия или текста, чем оно необычнее, чем больше
каналов восприятия задействовано, то есть чем более значима информация, тем прочнее будет запоминание. Можете проверить это самостоятельно, обратившись к детским воспоминаниям. Укус пчелы, первый день в школе, первый поцелуй и прочие неординарные события не забываются почти никогда. Чтобы использовать этот закон, можно сознательно вызывать дополнительные эмоции к запоминаемому.
Слайд 6Закон интереса — ищите пользу. То, что нам интересно, мы
запоминаем намного быстрее и легче. Как и предыдущий, этот закон
тесно связан со значимостью информации, только теперь эта значимость, или важность, определяется сознательно. Болельщик легко запомнит счет матча, имена отличившихся футболистов, количество желтых карточек и т. п. Чтобы искусственно вызвать интерес, можно, например, задавать себе вопросы перед чтением: «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?» Желательно к тому же ответить на эти вопросы
Слайд 7•Закон ретроактивного торможения — делайте перерывы. Последующее запоминание тормозит предыдущее.
Особенно сильно этот закон действует, когда новый материал схож с
только что запомненным. Происходит это потому, что наша память не абстрактна, а имеет материальные структуры в виде нейронных связей, которым нужны время и энергия, чтобы сформироваться. Обратите внимание на перемены между уроками в школах. Они позволяют ученикам развеяться, а полученной информации — уложиться в голове. Имеет смысл делать перерывы между занятиями. Также хорошо запоминать что-то перед сном.
Слайд 8Закон осмысления — понимайте суть. Чем понятнее суть и логика
предмета, тем легче его запомнить, потому что происходит приближение процессов
восприятия к процессу мышления. Вот простейший пример: чтобы запомнить фразу «Дерепан модаз еинетч», нужно найти способ сделать ее понятной. Например, прочесть наоборот. Найденный скрытый смысл, логика и закономерности изучаемого предмета облегчают запоминание. Понял — значит запомнил.
Слайд 9Закон проактивного торможения — чередуйте дела. Из-за заученного ранее материала
происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с
предыдущей деятельностью. Если вы пять часов занимались философией Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться — и, скорее всего, спутаются — с мыслями предыдущего философа. Информация особенно хорошо запоминается по утрам.
Слайд 10Закон действий — применяйте на практике. Информация, которой мы пользуемся,
вовлекаем в деятельность, применяем на практике, запоминается лучше. Чтобы лучше
запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-нибудь действие: найти взаимосвязи, сопоставить, подсчитать или как-то использовать.
Слайд 11Закон предшествующих знаний — используйте свой багаж. Чем больше предшествующих
знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация
по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент. Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме. Таким образом мозг подготовится к новой информации и сформируется своеобразная установка на ее ожидаемый тип.
Слайд 12Закон повторения — повторяйте правильно. Чем чаще повторяется информация, тем
лучше она усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она
усваивается. Чем чаще повторяется информация, тем лучше она усваивается.
Слайд 13Закон одновременных впечатлений — заходите с фланга. Информация запоминается не
изолированно. Все происходящее в одно и то же время находится
в одном и том же «шкафчике» в памяти. Запах или обстановка могут вызывать в памяти определенные события. Если что-нибудь не удается вспомнить, нужно вызвать в памяти максимум одновременных — смежных — впечатлений. Также этот закон используется в НЛП в техниках якорения. Суть следующая. Если вы дотронетесь до плеча человека, когда он в очень хорошем настроении, то создадите якорь этого состояния. Когда вы захотите активировать этот якорь, то есть искусственно вызвать хорошее настроение, то нужно будет снова дотронуться до плеча.
Слайд 14Закон края — лучше много раз помалу, чем помногу мало
раз. Лучше всего запоминается информация, полученная в начале и конце.
Подумайте о какой-нибудь книге, фильме или разговоре — начало и конец всегда отчетливо выделяются в памяти. Начало, конец и некоторые яркие моменты. Поэтому ежедневные занятия, по часу каждое, предпочтительнее, чем одно в неделю длиной в семь часов.
Слайд 15Закон незавершенности. Незавершенные действия, фразы, тексты запоминаются лучше. Наше воображение
старается завершить их самостоятельно, поэтому происходит автоматическая интеллектуальная работа с
материалом, и...
Слайд 16Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для
улучшения памяти.
Развитие памяти крайне важно не только в повседневной жизни,
но и в профессиональной деятельности. Ведь мы должны помнить, что нам надо сделать, с кем встретиться, и для большинства профессий память — очень ценный инструмент. Те, у кого она выше среднего уровня, имеют преимущество
Слайд 17Знайте, что Вашу память можно развить, не бойтесь упорных тренировок
и тогда Вас порадует не только знание иностранного языка, но
и другие жизненные успехи!
Слайд 18Использованные ресурсы
Анимационные картинки http://priroda.inc.ru/animation/anima.html