Слайд 1Надпредметная программа как способ приобщения школьников к чтению
Ирина Евгеньевна Козлова,
учитель русского языка и литературы
гимназии №67
Слайд 2Надпредметная программа выступает как способ договора между учителями об общих
целях, ценностях, единых требованиях и формах взаимодействия.
Поводом и содержанием
такого «договора» может быть любая педагогическая проблема, в том числе и проблема приобщения к чтению.
Слайд 3Преимущества надпредметной программы:
программа ориентирована на результат-продукт;
не надо дополнительного времени, т.к.
содержание надпредметной программы входит в учебную;
она способствует формированию общеучебных навыков
и умений;
создаётся команда учителей-единомышленников.
Слайд 4Наиболее значимые компоненты надпредметной программы:
диагностика,
содержание учебной деятельности,
ряд модулей,
реализуемых в данной надпредметной программе.
Слайд 5Диагностика педагогов
Школьник должен быть хорошим читателем не только на уроке
литературы?
Рекомендуются ли ученикам какие-либо материалы, кроме учебника?
Какие задания
по данному предмету способствуют приобщению ребенка к чтению?
Готовность к взаимодействию с коллегами, родителями, библиотеками по приобщению детей к чтению?
Слайд 6Диагностика родителей
нравится ли ребёнку читать,
поощряют ли читательскую активность,
дарят ли
книги,
обсуждают ли прочитанное,
рекомендуют ли книги для чтения,
, читают
ли вместе с ребенком,
: считают ли себя примером в чтении.
Слайд 7
Диагностика «Цветик - семицветик»
Задания: Раскрась лепестки цветка, если тебе нравится:
читать
книги в электронном виде (зеленым цветом)
подбирать музыку к книгам (жёлтым
цветом)
писать отзыв-сочинение о книге (синим цветом)
сочинять разные рассказы (красным цветом)
узнавать о разных событиях, описанных в книгах (голубым цветом)
выполнять иллюстрации к книгам (розовым цветом)
участвовать в играх, связанных с книгами (коричневым цветом)
Слайд 8Предложенные диагностики позволяют увидеть выбор учебных предметов, на материале которых
будет строиться надпредметная программа, оценить предпочтения в выборе заданий по
чтению.
Такими заданиями стали задания, связанные с
визуальными образами,
аудиообразами,
задания, связанные с реализацией творческого потенциала конкретного ученика,
с поиском информации в Интернете и её обработкой. .
Слайд 9Цели надпредметной программы «Г.-Х. Андерсен»
изучение возможностей педагогической интеграции учителей
разных предметов;
обогащение предметного содержания материалом произведений Андерсена; развитие творчества
и познавательной активности школьников через чтение;
создание условий для переноса полученных знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность;
развитие умения вести диалог;
воспитание понимания духовной сущности прочитанных произведений, эстетического вкуса.
Слайд 10Список произведений Г.-Х. Андерсена
для учащихся 5-х классов:
«Снежная королева»,
«Русалочка»,
«Чайник»,
«Штопальная игла»,
«Бутылочное горлышко»,
«Соловей».
Слайд 11Музыка
Естествознание
Литература
История СПб
Технология
Русский
язык
Изобразительное
искусство
Г.-Х. Андерсен
Схема надпредметной программы для 5-х классов
«Г.-Х. Андерсен»
Слайд 12Литература
узнавали композиционные и жанровые особенности сказок Г.-Х.Андерсена,
узнавали об
известных переводчиках этих сказок,
сравнивали различные интерпретации оригинального авторского сочинения
Слайд 13Естествознание
узнавали о традициях стран, в которых происходило действие сказок,
или стран, упоминаемых в данных сказках:
Дании, Финляндии, Лапландии, Японии,
Китая.
Слайд 14История и культура
Санкт-Петербурга
узнавали об известных датчанах, жизнь и судьба
которых была связана с Петербургом
Слайд 15Музыка
подбирали музыку к фрагментам сказки «Снежная королева»
Слайд 16Автор
произведение
Работу выполнил
Задание для модуля «Музыка»
Музыкальный фрагмент
Слайд 17Изобразительное искусство
подбирали иллюстрации к различным сказкам Г.-Х. Андерсена
узнавали биографии
художников-иллюстраторов этих сказок.
Слайд 18Программа модуля
«Изобразительное искусство»
Название: «Художники–иллюстраторы»
Задача: по окончании обучения ученик познакомится
с творчеством художников- иллюстраторов сказок Г.-Х. Андерсена; научится подбирать иллюстрации
к отдельным фрагментам сказок; отбирать материал для презентации о художнике-иллюстраторе.
Содержание:
Ознакомление с иллюстрациями к сказкам Андерсена;
Ознакомление с биографиями художников
Создание презентации о художнике-иллюстраторе
Создание собственной иллюстрации к сказке
Методы обучения: вводная беседа, обсуждение, практические задания, самостоятельное изучение биографических и методических материалов.
Ресурсы:
Оборудование - мультимедийный проектор, персональный компьютер, цветной принтер
Материалы - учебные материалы, практические задания, Интернет-ресурсы
Оценка: выполнение презентации и/или практического задания
Характеристика учащихся: учащиеся 5 класса
Ориентировочная продолжительность: 4 часа
Слайд 19Работу выполнил(а)
Практическое задание к модулю «Изобразительное искусство»
Художник-иллюстратор
Имя:
Годы жизни:
К каким произведениям
создал иллюстрации:
Портрет художника:
Примеры иллюстраций:
название произведения
название произведения
Слайд 20
Выводы
Были созданы условия, при которых чтение рассматривается как базовая
учебная компетентность, личностная ценность, способ решения школьником образовательных и социокультурных
проблем разного уровня.
При этом возрастает роль личностных знаний, уменьшается доля информационных знаний, расширяются внепредметные контексты знаний.
Слайд 21Некоторые примеры
возможных надпредметных программ
по приобщению к чтению
Слайд 22 Схема надпредметной программы
«Шедевры мировой литературы»
в 5-10 классах