Слайд 1Мотивы и мотивация внутренний фактор развития
Путь к эффективному обучению лежит
через понимание его мотивации
Слайд 2Условия формирования мотивов
Только зная то, что движет обучающимся, что побуждает
его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий,
можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им.
Слайд 3Условия формирования мотивов
Для этого нужно знать, как возникают или вызываются
те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут
быть приведены в действие. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация.
Слайд 4Учебная мотивация
Учебная мотивация - это частный вид мотивации, включенный в
учебную деятельность.
Слайд 5Факторы определения учебной мотивации
Учебная мотивация определяется комплексом факторов: во-первых, самой
образовательной системой, профессиональной организацией; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными
особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины.
Слайд 6
Роль мотивов
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что
результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30%
зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Слайд 7Наука о мотивации
В настоящее время в науке не выработан единый
подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не
сформулированы чётко основные понятия.
Слайд 8Трактовка понятия
В связи с этим, "мотивация" имеет разную трактовку. В
одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих
поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен).
Слайд 9Трактовка понятия
В другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов).
Слайд 10Трактовка понятия
В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и
определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих
поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).
Слайд 11Мотивация - это
Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:
1)
совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) динамическое
образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
Слайд 12Профессиональная мотивация
Применительно к учебной деятельности обучающихся под профессиональной мотивацией понимается
совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к
изучению будущей профессиональной деятельности.
Слайд 13Движущий фактор развития личности
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор
развития профессионализма и личности, так как только на основе ее
высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Слайд 14Способы повышения мотивации
Любопытство. Свойственно всем людям, но особенно детям. Поэтому
они проявляют особенное внимание к новым неизвестным обстоятельствам.
Слайд 15Способы повышения мотивации
Эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются разными замысловатыми проблемами.
Поэтому они с удовольствием разгадывают тексты, кроссворды, посвященные отдельным темам
или разделам. Учащиеся на уроках литературы составляют, например, тесты по темам «Серебряный век», «Писатели - деревенщики», «Лейтенантская проза », «Поэзия военных лет» и др.
Слайд 16Способы повышения мотивации
Противоречия. Подталкивают к поиску объяснений. Даже дети стремятся
осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда они сталкиваются с
противоречиями, они стараются дать им объяснение.
Слайд 17Отношение к учению – положительная мотивация
Постоянной заботой в преподавательской деятельности в нашем
колледже является создание и поддерживание у учащихся положительного отношения к
учению, колледжу. Для этого можно применять следующие приемы:
1) обсуждение с учащимися волнующих их вопросов, в том числе и не связанных напрямую с темой занятия;
2) предоставление возможности учащимся высказаться, обратить на себя внимание;
3) применение самоконтроля и взаимоконтроля учащимися.
Слайд 18Познавательная активность - мотивация
Выводы:
1) развитие познавательной активности обучающихся зависит от
обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного
опыта самого обучающегося;
2) источниками познавательной активности могут быть:
- содержание учебного материала,
- процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности обучающихся,
- резервы личности обучающегося и преподавателя;
Слайд 19Познавательная активность - мотивация
3) формами проявления познавательной активности на занятии
являются:
- самостоятельность;
- индивидуальное творчество;
4) условиями формирования познавательной активности являются:
- максимальная
опора на активную мыслительную деятельность студентов,
- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития студентов,
- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.