Слайд 1Психологические основы педагогической деятельности
Бородавкина Т.Г,
доцент кафедры ППОСО
ИРООО
Слайд 2Модель труда педагога (стороны):
Педагогическая деятельность (педагогические цели и задачи, педагогические
средства и способы решения поставленных задач, анализ педагогических действий)
Педагогическое общение
(информационная, социально-перцептивная, интерактивная, самопрезентация, аффективная стороны)
Профессионально важные личностные качества (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия)
Митина Л.М.
Слайд 3Педагогические способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешность педагогической деятельности
Проектировочно-гностические
способности (качества ________)
Рефлексивно-перцептивные (качества__________)
Н.В. Кузьмина
Слайд 4Интегративные качества , определяющие успешность труда педагога
Педагогическая направленность
Педагогическая компетентность
Эмоциональная гибкость
Слайд 5Педагогическая направленность –
устойчивая система мотивов, которая определяет поведение учителя, его
отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к
ребенку:
направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании;
3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.
Слайд 6Педагогическая компетентность
выражается через ее деятельностный компонент - умения
Слайд 7Педагогическая деятельность
воспитывающее и обучающее воздействие на учеников, направленное на их
личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа их
саморазвития и самосовершенствования.
Слайд 8Педагогическая деятельность
определяется психологическим
(предметным) содержанием, в которое
включается:
мотивация, цели,
предмет,
средства,
способы,
продукт, результат
Слайд 9Предмет педагогической деятельности
Организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими
предметного социокультурного опыта как основы и условия его развития
Слайд 10Средства педагогической деятельности
Научные знания, при помощи которых формируется тезурус обучающихся
Слайд 11Способы передачи социокультурного опыта
Объяснение
Показ
Совместная работа с обучающимися
Практика обучающегося
Тренинги
Слайд 12Индивидуальный опыт ученика в совокупности его аксиологических, нравтственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных,
оценочных составляющих
Продукт педагогической деятельности
Слайд 13Личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как личности, как субъекта
учебной деятельности.
Результат педагогической деятельности
Слайд 14Мотивация педагогической деятельности
Внешние мотивы:
Мотив достижения
Мотив престижности работы в ОУ определенного
типа
Мотив адекватности оплаты труда
Внутренние мотивы:
Мотив ориентанции на процесс и результаты
труда
Мотив личностного и профессионального роста
Мотив самоактуализации
Слайд 15Мотив власти (потребность в доминировании)
Желание контролировать свое социальное окружение;
Воздействовать на
поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения,
приказа;
Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
Добиваться их сотрудничества;
Убеждать других в своей правоте.
Г.А. Мюррей (1938 г.) Н.А. Аминов
Слайд 16Действия, соответствующие желаниям:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять,
надзирать;
Подчинять, править, властвовать, попирать, судить, вводить нормы, диктовать условия, принимать
решения;
Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать;
Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.
Слайд 17В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован
на благо других (помощь через знания).
Слайд 18Основные функции педагогической деятельности
Целеполагающие функции (ориентационная, развивающая, мобилизационная, информационная) соотносятся
с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями;
Организационно-структурные (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая)
соотносятся с академическими, прецептивными, речевыми, коммуникативными способностями
Слайд 19С функциями педагогической деятельности соотносятся педагогические умения (совокупность действий), выявляющие
индивидуально-психологические особенности учителя (свидельствуют о его компетентности)
Слайд 20Первая группа умений
— умение увидеть в педагогической ситуации проблему и
оформить ее в виде педагогических задач;
изучать и преобразовывать педагогическую
ситуацию;
принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности,
гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.
Слайд 21Вторая группа
умений, отвечающих на вопрос «чему учить»:
умений, отвечающих на вопрос
«кого учить»
умений, отвечающих на вопрос «как учить»:
Слайд 22Третья группа
умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии
психологии и педагогики, передового педагогического опыта; регистрировать процесс и результаты
своего труда; оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Слайд 234,5,6 группы умений
приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач;
приемы, способствующие достижению
высоких уровней общения
реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими
эмоциональными состояниями, овладевать педагогическим мастерством; осуществлять творческий поиск.
Слайд 247 группа
умения осознавать перспективу своего профессионального развития,
Слайд 258 группа
умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в
конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов
самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости
Слайд 269 группа
оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников: распознавать по
поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; видеть личность
ученика в целом
А.К. Маркова
Слайд 27
Индивидуальный стиль деятельности — индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов,
обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин).
Слайд 28Индивидуальные стили труда учителя
Эмоционально-импровизационный (ЭИС).
Эмоционально-методический (ЭМС).
Рассуждающе-импровизационный (РИС).
Рассуждающе-методический (РМС).
Слайд 29Стиль педагогической деятельности
ее интегративная характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения,
стиль поведения и когнитивный стиль учителя
А.К. Маркова, А.Я. Никонова