Слайд 1Познавательная мотивация.
Роль познавательной мотивации в успешности учения и поддержании здоровья
учащихся. Пути развития познавательной мотивации.
Подготовила учитель английского языка
Гимназии №1515
Г. Москвы
Сухарникова
А.П.
Слайд 2Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не
зависимая от внешних факторов.
Познавательная мотивация является внутренняя и самодостаточная
направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.
Слайд 3Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно
выделить:
- познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.
- познавательную
деятельность - практическую активность, направленную на познание нового.
- познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.
- любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.
Слайд 4Для формирования познавательной мотивации самым благоприятным возрастом является дошкольный возраст.
Слайд 5Диагностика познавательной потребности
Показатели выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность
на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности,
ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырехбальной шкале (от максимальной выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).
Слайд 6Развитие познавательной мотивации
Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать
сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные
способы ее осуществления.
Слайд 7Основные принципы развития познавательной мотивации:
Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том
случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность,
может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
Слайд 8Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить
его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно
находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
Слайд 95. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не
только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть
помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Слайд 10Познавательная мотивация – предпосылка успешной учебы, а не ее результат.
Слайд 11 Познавательная мотивация, будучи внутренней мотивацией учебной деятельности, способствует быстрой и
эффективной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения, сохранению и поддержанию
их здоровья.