Разделы презентаций


Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Аннотация Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Методика организации научно-исследовательской деятельности

учащихся

Методика  организации    научно-исследовательской   деятельности учащихся

Слайд 2Аннотация
Процесс бурной информатизации общества

требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для

развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества.. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности
При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?
Цель данной презентации: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.

Аннотация      Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях

Слайд 3 Научно-исследовательская

работа -что это:

очередная дань моде
или попытка
реформировать
школу?

Основополагающий вопрос

Научно-исследовательская         работа -что это:

Слайд 4Цель: Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения

научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности

школьников.
Методические:
1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.
2. Вооружить учителей теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
4. Оказать практическую помощь в работе педагогам-научным руководителям

Цели и задачи интенсивной школы

Цель: Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов

Слайд 5 Определение научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа

является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
Ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы учителей школ относительно невелика. По данным Г.И. Лицман, только 9,2% российских учителей находятся на высоком, теоретико-методологическом уровне исследования, 20,8% – на методическом, 41,7% – на технологическом.


Определение  научно-исследовательской деятельности

Слайд 6 Специфика научно-

исследовательской деятельности
Главная цель НИД –

самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:






В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы со специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.


Ученик

самосовершенствование

самопознание

самовоспитание

Специфика научно-    исследовательской деятельности

Слайд 7 Выбор темы исследования

Тема – ракурс,

в котором рассматривается проблема.










Основные критерии выбора темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Темы исследований

теоретические

эмпирические,

ориентированы на работу по изучению
и обобщению фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках;

проведение собственных
наблюдений и экспериментов

Выбор темы исследования

Слайд 8

Тема – это

визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит
предварительный характер (например,
«Что такое облака?», «Пиктография - это язык
прошлого или будущего?» и т.д.)

Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Формулировка темы


Слайд 9

Обосновать актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить
необходимость изучения данной темы в
контексте общего процесса научного
познания.

Главные правила:
1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

Обоснование актуальности темы


Слайд 10 Изучение научной литературы
Приступая к проведению научно- исследовательской

работы, необходимо

изучить научную литературу по данному вопросу.
Поначалу может сложиться впечатление, что
трудно найти в большом количестве книг, газет и
журналов именно то, что надо по теме. Это
затруднение будет достаточно легко преодолено,
если вы выберете верный метод ознакомления с
источниками.
Работая с литературой по теме, учащийся
должен владеть различными типами чтения,
предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать:
1.Просмотровое чтение.
2. Ознакомительное (выборочное) чтение.
3. Изучающее чтение.
Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.



Изучение научной литературы    Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо

Слайд 11 Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».


В современной научной практике гипотеза определяется как

научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно
используются словесные конструкции вида:
«если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Определение гипотезы  Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».  В современной научной практике  гипотеза

Слайд 12 Цель и задачи исследования
Цель исследования

– это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при

завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.


Цель и задачи исследования   Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь

Слайд 13 Классификация задач исследования
.

Служат для иллюстрации
какого-либо явления. В


этом случае изменяется
какой-либо параметр
(например, температура
воздуха,) и исследуется

связанное с этим
параметром изменение
( понижение температуры,).
Результат стабилен
и не требует анализа.


Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные задачи
решают ученые,
делая великие открытия.

Применяются в школах. В них исследуемая
величина зависит от
нескольких несложных факторов (например,
загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ).

Классификация  задач исследования.Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура

Слайд 14 Методы исследования


Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному

Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование


Статистические
Сетевое

моделиров.
Программирование
Визуализация

Метод – это способ достижения цели исследования

Методы исследованияМоделированиеАбстрагированиеАнализ и синтезОт простого к сложномуНаблюдениеСравнениеЭкспериментТестированиеИнтервьюированиеСтатистическиеСетевое моделиров.ПрограммированиеВизуализацияМетод – это способ достижения цели исследования

Слайд 15Виды научно-исследовательских

работ учащихся


Информационно-реферативные



Виды работ учащихся







Экспериментально -творческие

Натуралистические и описательные

Исследовательско -творческие

Проблемно - реферативные

Виды научно-исследовательских             работ учащихся

Слайд 16 Виды работ учащихся
Информационно- реферативные Это творческие

работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее

полного освещения какой - либо проблемы
Проблемно - реферативные Это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)

 

Виды работ учащихся Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников

Слайд 17 II.Проведение научного исследования
1.Чтобы четко

уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы.

В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.



Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

II.Проведение научного исследования    1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования,

Слайд 18 Правила работы учителя с учениками

при проведении

исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.

Правила работы учителя с учениками

Слайд 19

Принято считать, что оформление –
незначительный, чисто формальный этап
создания рукописи научного исследования.
На самом деле, это не так. Оформление
результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

III. Оформление научно- исследовательской работы



Слайд 20IV. Защита результатов

исследования
Основные формы представления результатов:

-сообщение,
-полный текст учебного исследования ,
-тезисы,
-научная статья (описание хода работы),
-отчет,
-план исследования,
-устный доклад,
-стендовый доклад (оформление наглядного материала )
-реферат проблемного характера,
-компьютерная программа,
-прибор с описанием его действия,
-видео- и аудиоматериалы.
Уровни представления работ:
-Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.



IV. Защита результатов             исследованияОсновные формы

Слайд 21Мультимедийные презентации
Рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач:
слайды желательно не

перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые

часто переспрашиваются студентами при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы;
наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;
анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.;
стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации;
ядовито зеленый цвет заливки, на котором написан текст, отвлекает от самого текста. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок;
звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению преподавателя. Исключением являются видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра.

Мультимедийные презентацииРекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач:слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты,

Слайд 22

Академик Остроградский

писал: «Хороший учитель
рождает хороших учеников». Современный учитель
является важнейший фигурой в организации
педагогического процесса. От его профессиональной
пригодности, педагогического мастерства, творчества,
к готовности к инновационной деятельности зависит
эффективность педагогической системы. Научно-
исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

Заключение


Слайд 23 Ресурсы

http://tmn.fio.ru



4. Журнал

"Народное образование" №12000 г.с.101.
2. Головко О. Научно-практическая деятельность

школьников // Народное образование - №3, 2003 г.
3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской
деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .

Ресурсыhttp://tmn.fio.ru 4. Журнал

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика