Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Слайд 2Адаптация
Первый период – это первый год жизни ребенка;
Второй период
- когда ребенок учится говорить;
Третий период – вхождение ребенка в
коллектив (ясли, сад).
Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе.
Следующие периоды адаптации: это периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, образование семьи.
Слайд 3Причины происхождения кризиса
Переход из одной социальной ситуации в другую.
успеваемость у многих падает,
интерес к учёбе снижается,
отношения между детьми
становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными.
Слайд 4Состояние детей
С педагогической точки зрения характеризуется:
низкой организованностью;
учебной рассеянно-
стью и недисципли-нированностью;
снижением интереса к учёбе и её результа-там у
значительной части пятиклассников.
с психологической:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Слайд 5Проблемы школы:
увеличением количества детей с хроническими заболеваниями:
приходом в школу массы
неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь
подготовки к школьному обучению - “предметное натаскивание”;
существенным изменением родительского отношения к школе: откровенно агрессивным или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением;
многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
ростом числа малообеспеченных семей;
увеличением количества социально-обездоленных детей.
Слайд 6 Главная задача начальных классов
Создание у детей младшего школьного возраста
познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней
школе.
Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.
Главная задача начальных классов- это научить ребенка учиться
Слайд 7Диагностика обученности выпускников начальной школы
По русскому языку
(тест)
по всем разделам русского языка.
по математике:
Вычислительные навыки
+ и - в
пределах 20,
+ и - в пределах 100,
знание таблицы умножения и деления,
внетабличное умножение и деление,
свойств чисел и знаков.
Слайд 8Этапы адаптационного периода
подготовительный (май, июнь, август);
собственно адаптационный (сентябрь- октябрь);
постадаптационный или
аналитический
(октябрь-ноябрь).
Слайд 9Сентябрь-октябрь - восстановление общеучебных умений и навыков.
Учитель – предметник изучает
и работает над восстановлением умений и навыков учащихся по русскому
языку, математике, чтению. Этому способствует технологический тренаж:
Используются «Игровые словарики»
Сорбонки по формированию вычислительных навыков.
Пятиминутки жужжащего чтения.
Слайд 10Причины возникновения проблемы:
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
Недостаточное
изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их
возможностях;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Слайд 11Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с
ранее изученным в начальной школе;
Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
Неподготовленность
к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
Причины возникновения проблемы:
Слайд 12Причины возникновения проблемы:
Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
Недостаток дифференцированного дидактического
материала для организации самостоятельной работы учащихся;
Недостаток самостоятельной работы учащихся на
учебных занятиях в начальной школе;
Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
Слайд 13Рекомендации педагогам:
-на уроках чередовать виды деятельности, вводить физкультминутки
-ограничивать объём домашних
заданий, согласовывать его с другими преподавателями
-первое время повторять
свои основные требования
на
каждом уроке
-за успех хвалить
-при неуспехе-обсуждается
ошибка, а не ученик
Слайд 15Конечные результаты
в работе учителя:
% качества
4 класс - 71%
5
класс – %
Слайд 16Состояние здоровья
5-классников на 2010-2011 уч.год
Слайд 17Самым важным в школе является:
Уроки – 31%;
Получение новых
знаний
– 42%;
Участие в олимпиадах – 13%;
Учителя – 12%.
Слайд 18Больше всего дети любят следующие дни недели:
Пятница – 15%;
Суббота –
23%;
Воскресенье – 43%;
Слайд 19Самым интересным для детей является:
Уроки – 55%;
Перемены – 27%;
Игры –
10%;
Беготня по коридорам
– 8%.
Слайд 20Наиболее сложными предметами для 5- классников являются:
5 «а» – ОБЖ,природоведение,
5 «б» –ОБЖ,ОПК,ИЗО
О5 « в» – ИЗО, английский,
Слайд 21Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и
учителей-предметников
Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5
- ов.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Слайд 22Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если
будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной
школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.