Разделы презентаций


Презентация к докладу "Критическое мышление и способы его формирования"

Содержание

Технология критического мышления (ТКРМ)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.

Э.

Кинг

Мысль в подарок…Умеющие  мыслить умеют  задавать вопросы.					 Э. Кинг

Слайд 2Технология критического мышления (ТКРМ)

Технология критического мышления (ТКРМ)

Слайд 3Услышал – забыл
посмотрел -запомнил
сделал - понял.

Услышал – забылпосмотрел -запомнилсделал - понял.

Слайд 4«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным

для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями,

сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А. Коменский

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать

Слайд 5Ключевой тезис всей технологии критического мышления:
“Конструирование” собственного знания в

рамках собственной поисковой деятельности

Ключевой тезис всей технологии критического мышления: “Конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Слайд 6Критическое мышление –

это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который


характеризуется высоким уровнем
восприятия, объективности подхода
к окружающему его информационному

полю.
Критическое мышление –это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к

Слайд 7Критическое мышление — это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные

Слайд 8Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал

нового?
Как изменились мои знания?
Где я буду применять мои знания?

Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю?Что я узнал нового?Как изменились мои знания?Где я буду применять

Слайд 9
Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков студентов,

необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,

работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков студентов, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение

Слайд 10 Трёхфазовая структура урока:
Вызов

Осмысление (реализация)

Рефлексия

Трёхфазовая структура урока:  Вызов Осмысление (реализация)Рефлексия

Слайд 11Вызов
Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся. 


Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в

учебной деятельности.

Цели:

Вызов Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. Активизация деятельности учащихся.  Формирование мотивации на учебную деятельность. Постановка обучаемыми

Слайд 12Вызов
«Мозговой штурм» 
Прогнозирование
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 


Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Корзина

идей
Кластер
Таблица «З–Х–У»

Приемы:

Вызов «Мозговой штурм»  Прогнозирование Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)  Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти

Слайд 13Осмысление (реализация)
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация

знаний, соотнесение уже известного с новым. 
Освоение способа работы с

информацией. 
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Цели:

Осмысление (реализация) Получение обучаемыми нового знания. Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.  Освоение

Слайд 14Осмысление (реализация)
Чтение текста с маркировкой по методу insert;
Выделение ключевых

слов подчёркиванием;
Таблица «З–Х–У»
Приемы:

Осмысление (реализация)Чтение текста с маркировкой по методу insert; Выделение ключевых слов подчёркиванием; Таблица «З–Х–У»  Приемы:

Слайд 15Рефлексия
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.


Постановка новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития

обучаемых в теме.

Цели:

Рефлексия Присвоение нового знания. Создание целостного представления о предмете изучения. Постановка новых целей в учебной деятельности. Оценка

Слайд 16Рефлексия
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным

и неверным утверждениям
Ведение дневника
Достраивание кластера из ключевых слов


Перепутанные логические цепи
….

Приемы:

Рефлексия Творческая работа – синквейн Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ведение дневника Достраивание кластера

Слайд 17Функции трех фаз технологии
развития критического мышления  

Функции трех фаз технологии развития критического мышления  

Слайд 18Приемы ТКРМ:
Корзина идей
Пересказ наперебой
Свободное письмо
Авторское кресло
Синквейн
Взаимоопрос
Лови ошибку
Верю - не верю

Приемы ТКРМ:Корзина идейПересказ наперебойСвободное письмоАвторское креслоСинквейнВзаимоопросЛови ошибкуВерю - не верю…

Слайд 19Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те

мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную

тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

треугольник

Приемы ТКРМ:

Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в

Слайд 20Приемы ТКРМ:
Кластеры

Приемы ТКРМ:Кластеры

Слайд 22Приемы ТКРМ:
Инсерт (чтение с пометками)
«V» - информация мне известна
«+» -

узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе,

не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Приемы ТКРМ:Инсерт (чтение с пометками)«V» - информация мне известна«+» - узнал что-то новое«--» - противоречит тому, что

Слайд 23Приемы ТКРМ:

Прием “Я уже знаю”
 
Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой

теме
Обеспечение включения каждого студента в учебный процесс
Время выполнения: 7-8 минут
Описание

приема.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
 
3 этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие –не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Приемы ТКРМ:Прием “Я уже знаю” Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой темеОбеспечение включения каждого студента в учебный процессВремя

Слайд 24Приемы ТКРМ:

Прием “Лови ошибку”
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает

текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно,

чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приемы ТКРМ:Прием “Лови ошибку”Время выполнения: 5-6 минутОписание приема.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся

Слайд 25Приемы ТКРМ:
«Зигзаг»:
1. Деление на группы (обучение будет более успешным,

если количество слушателей в группах будет совпадать с количеством групп:

3 группы по 3 человека, 4 группы по 4 человека и т.д.). Перед группой ставится задача: совместное создание текста, в группе определяются основные ключевые идеи (опорные понятия, примерный план сценария и т.п.) будущего текста.
2. Переход в новые группы. Каждая новая группа работает с отдельным текстом, в котором отражается материал, являющийся частью изучаемой темы.
3. После работы над текстом во временной группе возобновляется работа в домашних группах, теперь в каждой такой группе есть специалист по отдельному аспекту изучаемой темы. Происходит создание общего текста в группе, при этом каждый привносит в коллективную работу свои специфические знания, таким образом, реализуется идея взаимообучения слушателей.
Данная стратегия на наш взгляд как нельзя лучше подходит для формирования умения создавать коллективные гипертексты.
Приемы ТКРМ:«Зигзаг»: 1. Деление на группы (обучение будет более успешным, если количество слушателей в группах будет совпадать

Слайд 26Приемы ТКРМ:

Мозговая атака
1 э т а п: Учащимся предлагается

подумать и записать все, что они знают или думают, что

знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Приемы ТКРМ:Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают

Слайд 27Перепутанные логические цепочки

В а р и а н т

«а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на

доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Приемы ТКРМ:

Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом

Слайд 28Приемы ТКРМ:

«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )


Один

из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна,

так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Приемы ТКРМ:«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования

Слайд 29Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии

«осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого

абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приемы ТКРМ:

Взаимоопрос Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст,

Слайд 30Субъект преступления
Дай определение.
Сравни с чем-нибудь.
Назови признаки.
Проанализируй (виды

субъектов).
Примени это.
Приведи примеры.

Приемы ТКРМ:

Субъект преступленияДай определение. Сравни с чем-нибудь. Назови признаки. Проанализируй (виды субъектов). Примени это. Приведи примеры. Приемы ТКРМ:

Слайд 31“Плюс – минус – интересно(?)”.

Данный прием используется на стадии осмысления,


В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные

ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.

Приемы ТКРМ:

“Плюс – минус – интересно(?)”.Данный прием используется на стадии осмысления, В графу “+” записываются все факты, элементы

Слайд 32Приемы ТКРМ: Синквейн
(от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)

1

строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие

признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Приемы ТКРМ: Синквейн (от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)1 строка - 1 существительное (тема)2 строка -

Слайд 33Например:
Ответственность Процессуальная, уголовная. Настигает, ограничивает, заставляет. За все поступки нужно отвечать. Последствия.
Закон Нужный и

обязательный. Регулируют, сдерживают помогают. Бережет каждого человека. Ограничение.

Например:Ответственность Процессуальная, уголовная. Настигает, ограничивает, заставляет. За все поступки нужно отвечать. Последствия. Закон Нужный и обязательный. Регулируют,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика