Педагог-психолог
Вельмова С.П.
Предупреждение
и пресечение преступности несовершеннолетних с нарушением интеллекта
Слайд 2"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами
поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что
похвально и что наказуемо."
А.С. Макаренко
Слайд 3 Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают,
учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться
природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается ...
В борьбе с антиобщественными явлениями применяется сила закона.
Огромное значение нравственного воспитания обусловлено тем, что оно представляет собой "воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к самому себе".
Преступность — большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних — зло, многократно увеличенное. Профилактика правонарушений несовершеннолетних есть важнейшее средство профилактики преступности.
Слайд 4Физиологические и психологические
особенности умственно отсталого ребенка.
1. Слабость замыкательной функции коры головного мозга.
2. Склонность
к частому охранительному торможению.
3. Трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость.
4. Нарушение взаимодействия I и II сигнальной системы. Это нарушение обусловлено недоразвитием второй сигнальной системы, что выражается в частности , в ослаблении регулирующей функции речи , которая является важнейшим звеном, обеспечивающим формированием нравственного облика ребенка.
Слайд 5 Познавательная
деятельность
1. Слабость обобщений или конкретность мышления.
2. Непоследовательность мышления
3. Некритичность мышления
4.
Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение уо. Напряженный и вдумчивый труд педагогов обеспечивает адекватное развитие личности ребенка на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
Слайд 6Эмоционально – волевая сфера
Слабость воли . В основе этого
явления лежат два фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых
побуждений к их достижению
Незрелость личности , это предопределяет сложность формирования воли и обуславливает особенности воспитания нравственных чувств.
Переживания примитивны, полюсны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие , дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет.
Сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая приводит к трудности формирования высших духовных чувств / чувство долга, совесть, чувство ответственности/.
Слайд 7Различные группы детей с нарушениями интеллекта, обусловленные клинической формой.
1. Основная
группа детей – олигофренов / недоразвитие познавательной деятельности сочетается с
относительной сохранностью поведения/
2. Возбудимые олигофрены / общее умственное недоразвитие в соединении с заметными дефектами поведения/
3. Тормозные олигофрены/ анализаторы и их функции сохранны/
4. Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы / на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты /.
5. Олигофрены с грубым недоразвитием личности / глубокое недоразвитие мозга /
6. Дети после позднего травматического поражения.
7. Дети после перенесенного энцефалита.
8. Дети с ревматическим поражением нервной системы.
Слайд 8Психологическая характеристика личности подростка с нарушением интеллекта и окружающей его
социальной среды
любого человека можно охарактеризовать как
сложную
саморегулирующую систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий, которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением. Усвоение принятых общест-вом моральных и правовых норм – активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе. В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в подростковом возрасте – к 14 – 16 г.
Слайд 9На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние оказывают условия материальной и
духовной жизни всего общества. Кроме того подросток оказывается под влиянием
микросреды. Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного существования.
Личность ребенка с интеллектуальным недоразвитием характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Неблагоприятные семейные условия важный фактор формирования такого подростка. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности.
В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния:
- озлобление
- неудовлетворенность
- враждебность
- страх
- недоверие
- чувство одиночества
Слайд 10С другой стороны, тепличные условия , создаваемые ребенку в некоторых
семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности
и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
Но не следует считать, что неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого ребенка. Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если антисоциальные формы поведения подростков связаны :
- с органическими поражениями нервной системы
- явлениями интеллектуальной неполноценности
- психопатическими чертами личности
То такие подростки отличаются большой степенью внушаемости , некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер /садистский оттенок агрессии/.
Конфликтные ситуации, неуживчивость часто являются следствием неправильной самооценки - завышенной или заниженной , что не являются исключением и воспитанники детского дома « Родничок ».
Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. / Безъязыкова Т., Безъязыкова А, Паникоровская М., Каргачева В. ,Тетерина Н./
Слайд 11Причины и условия преступности подростков с нарушениями интеллекта
1. Взаимное влияние
отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.
2. Наследственно –
биологические факторы / отрицательно влияют алкоголизм, предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей или ребенка, патологическое протекание беременности и родов и др./
3. Ближайшее социальное окружение подростка:
семья
- отношения в семье
- ценностные ориентации родителей, братьев, сестер.
- особенности воспитания подростка
школа
- отношение к учебе
- отношения с учителями
- положение подростка в классе
- друзья
Слайд 12Личностные характеристики подростка
1. Особенности характера и темперамента
2. Ценностно-мотивационный блок
3. Ценностные
ориентации подростка
4. Мотивация достижения
5. Уровень притязаний
6. Самооценка
7. Отношение к профессии
8.
Планы на будущее
Правосознание подростка
Правосознание формируется в течение всей социальной жизни
индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.
Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе для совершения различных правонарушений и преступлений.
Важнейшая потребность подросткового возраста, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей и в признании окружающих. В связи с этим сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная подростковая группа / пример Гамаев Василий/. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение подростков / употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т.д.
Слайд 14А.С. Макаренко писал: « … отвращение к воровству и всякому
незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок начинает
понимать ,что ему говорят. К воровству надо воспитывать такое отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления , чем слово « вор »…»
Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению – это и повышенная эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или различные способы вовлечения в него.
Результативность воспитания несовершеннолетнего с нарушением интеллекта зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что для подростков характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов. Трудная задача в воспитании несовершеннолетних с нарушением интеллекта – научить их правильно оценивать свои поступки, осознавать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их нравственные в правовые воззрения как путем торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.
Слайд 15Предупреждение и пресечение преступности несовершеннолетних с нарушением интеллекта
Профилактическая
работа по предупреждению преступности несовершеннолетних должна охватывать сферу образования, организацию
досуга и быта.
Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем.
При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение пьянства среди несовершеннолетних.
В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом интересов и потребностей. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем.
Слайд 16 Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в
умении ставить обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению
этих целей, к выполнению деятельности. При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные ожидания воспитуемого .
Поэтому, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу – восстановить у каждого подростка положительное отношение к учебе.
Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового воспитания. Основа правильного полового воспитания – развитие нравственных эстетических чувств.
Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и сопоставления фактов, определение требований.
Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи.
Слайд 17Воспитательный процесс – процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей
личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.
Воспитательная работа с подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков. Воспитатель в своей работе должен отобрать те средства , которые дают максимальный эффект в данном случае. Воспитатель должен обладать умением слушать и общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях / темперамент, тип в.н.д., черты характера, направленность личности и состояние подростка /.