Слайд 1Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья
Составила учитель
изобразительного искусства
Кобылина Т. Н.
ГОБОУ ЦИО
г.
Великий Новгород
Слайд 2Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи.
Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.
Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Слайд 3Положение руки при письме
На начальном этапе лучше всего использовать мягкие
цветные карандаши, которые в дальнейшем заменить на простой мягкий карандаш.
Ручку использовать не рекомендуется.
Слайд 4Неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности
зрительное внимание,
зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
функции распределения внимания с
одного объекта на другой и функция контроля,
зрительно-моторные, слухо-моторные координации,
координации
разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
мелкая моторика.
Слайд 5Различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
Пальчиковая
гимнастика
Шнуровки,массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием
массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
Слайд 6Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по
контуру различных фигур
Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под
углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
Аппликация ( бумага, ткань, пух, вата, фольга)
Поделки из природных материалов Шитье, вязание, плетение и др.
Слайд 7Упражнения с предметами:
составление контуров предметов из палочек;
вырезание из бумаги
какой-либо фигуры правой и левой рукой;
нанизывание на шнурок пуговиц, крупных
бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
доставание бусин ложкой из стакана;
стирание ластиком нарисованных предметов;
кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки; надевание и снимание колечка (массаж пальца);
Слайд 8комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и
вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
нахождение спрятанных предметов в
«сухом бассейне»;
сжимание и разжимание эспандера;
катание мячей-ежиков (с шипами). использование шнуровки, трафаретов
Слайд 9Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
штриховка в
разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
раскрашивание
листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
обведение рисунка по контуру, копирование;
рисование по опорным точкам;
дорисовывание изображений;
рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
разлиновка;
графический диктант.
Слайд 11Рисунок по памяти
Покажите ребенку фигуру, спрячьте и попросите ребенка ее
нарисовать. Если он сталкивается с трудностями, возьмите в качестве образца
геометрическую фигуру простой формы, в следующий раз усложняя задание. Чем более сложные фигуры ребенок сможет восстановить по памяти, тем легче будет протекать его обучение письму.
Слайд 13Упражнения с небольшими предметами