Слайд 3
Цель исследования:
Изучить
наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6, 7,
9 классов, проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Гипотеза:
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ;
выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
составить картотеку школьных прозвищ;
проанализировать отношение школьников к прозвищам;
подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
Слайд 5CОБСТВЕННОЕ ИМЯ
своеобразный социальный знак
словесный талисман
дается без участия носителя
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ
Личными
именами наших предков до Х века служили различные признаки людей,
их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.)
После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из-за суеверий: прозвища поселка Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.
Слайд 6
ЧТО ТАКОЕ ПРОЗВИЩЕ?
Прозвище –
название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
(Словарь под редакцией С.И.Ожегова)
Слайд 7ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ
ПРОЗВИЩЕ ОТ ИМЕНИ?
Слайд 8ГРУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ
Слайд 9 ШКОЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА
Прозвища -
чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей
и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.
Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ
ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ
Если
раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались
по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Кулаша (Сергей Кулагин), Дрон (Александр Дороничев),Хоттабыч (Антон Хабаров), Суслик (Аня Сулейманова), Карась (Михаил Каримов), Симон (Евгений Симонов), Матвей (Сергей Матвеев).
На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: 220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк, Гарик, Валя, Get-fan.
Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe,
Niki, Kenny, dj Mix
Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.
Слайд 15 ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Прозвище человека - нечто большее, чем просто средство
общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над
человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.
Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных оканчиваются неудачей.
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
Слайд 16ГОВОРЯ О МЕТКОСТИ НАРОДНОГО ЯЗЫКА, НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ:
«Выражается сильно российский народ!
И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя во все воронье горло, и скажет ясно, откуда вылетела птица. И нечего прибавить уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты уже весь с ног до головы».
Слайд 17ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2.
Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов
В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.