Слайд 1
Профилактика эмоционального выгорания
Социальный педагог
МБОУ СОШ № 12
Петренко Н.В.
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся
на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и
личностных ресурсов человека работающего в социальной сфере.
Слайд 3Первая группа риска эмоционального выгорания
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены
много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Это:
•
руководители
• менеджеры по продажам, медицинские работники
• социальные работники
• консультанты
• педагоги и психологи
Слайд 4Выгорание как результат несоответствия между личностью и работой
Важнейшие сферы
такого несоответствия выявляются:
между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами;
между
стремлением работников иметь большую степень самостоятельности и жёсткой политикой администрации и контролем;
между трудом и несоответствующим вознаграждением;
между желанием положительного взаимодействия и отсутствием такового;
между желанием справедливости на работе и ее отсутствием;
между морально-этическими принципами личности и требованиями работы.
Слайд 53 фактора развития эмоционального «выгорания»
Слайд 6Организационные факторы:
хроническая напряженная психоэмоциональная
деятельность;
дестабилизирующая организация деятельности;
повышенная ответственность за исполняемые
функции и операции;
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
психологически трудный контингент, с
которым имеет дело профессионал в сфере общения.
Слайд 7Ролевой фактор
Конфликт ролей. Конфликт работающей женщины между ролью матери хранительницы
домашнего очага и профессиональной деятельностью. Конфликт между внутренними представлениями о
своей профессиональной роли и ожиданиями окружающих.
Неопределенность роли. Несоответствие должностных обязанностей реально исполняемой работе, противоречивость требований со стороны руководства.
Слайд 8Личностный фактор:
склонность к эмоциональной ригидности;
интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной
деятельности;
слабая мотивация к самореализации в профессиональной деятельности;
нравственные дефекты и дезориентация
личности;
иррациональные установки (личностная мифология).
Слайд 9Мифы, приводящие Вас к сгоранию
Миф первый: "Жить надо для людей".
Миф
второй: "Если не я, то кто же?"
Миф третий: "Я должен
быть для всех хорошим".
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
Слайд 13Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый
образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Слайд 14Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:
Будьте внимательны к себе:
это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите
себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Слайд 15ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ СГОРАНИИ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим
друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Слайд 16ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается
путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных
образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
ЭФФЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Слайд 17СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания,
расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов в помещении, фотографий,
других приятных или дорогих для человека вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Слайд 18Упражнения и техники
Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»
Что я могу сделать, чтобы
снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?
Упражнение 2. «Обещание самому
себе»
Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной.
Слайд 19Дыхательные техники
«Один к двум» или «Один к полутора»
«Пушинка»
«Выдох с задержкой
дыхания»
«Расслабление через напряжение»
«Ритмичные движения» (бусы, четки, ходьба и проч.)
«Последовательное расслабление
групп мышц»
Техники релаксации
Слайд 20Словесное самовоздействие
«Самоприказы»
«Самопрограммирование» («Именно сегодня у меня все получится»)
«Самоодобрение»
«Образ ресурсного состояния»
«Отрезать,
отбросить»
«Лейбл, или Ярлык»
Преувеличение, или Использование абсурда»
Приемы визуализации
Слайд 21Таблица «Возможное решение»
Таблица «Возможное решение»
Слайд 24Дорогие педагоги и психологи!
Желаем здоровья, любви и успеха в
профессиональной деятельности!
УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ !!!