Слайд 1Особенности
работы учителя общеобразовательного учреждения
в оказании помощи учащемуся
при подготовке
к итоговой аттестации
Ковальчук Фаина Алексеевна,
учитель
русского языка и литературы МБОУ лицей № 1
Слайд 2 Подготовка к итоговой аттестации -
одна из основных проблем выпускников,
своеобразная проверка знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно
меняющимся условиям современной реальности
Слайд 3
Цель психологической подготовки -
выработка психологических качеств, умений и
навыков выпускников, которые повысят эффективность
подготовки к прохождению ОГЭ и позволят каждому ученику спокойно вести себя во время экзамена
Слайд 4
Психологическая готовность -
определенный эмоциональный «настрой»;
внутренняя психологическая настроенность;
ориентированность;
актуализация и приспособление возможностей личности для успешных
действий
Слайд 5
Интеллектуальная готовность -
наличие знаний, умений и навыков по определенному предмету
Слайд 6
Личностная готовность -
это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры
итоговой аттестации
Слайд 7Психологическая устойчивость старшеклассников является одной из характеристик, способствующих успешной аттестации
Слайд 8 Особенности возраста
эмоционально завышенные
переживания личных неудач;
конфликты
со взрослыми;
желание отстоять свою точку зрения;
сочетание общительности с
застенчивостью, застенчивости с
развязностью;
практицизм к оценкам, тревога за
итоговые показатели
Слайд 9Три группы трудностей
познавательные -
особенность переработки информации,
недостаточный объем знаний,
неспособность оперировать системой
учебных понятий предмета
Слайд 10личностные
обусловлены особенностями, отсутствием
возможности получить поддержку взрослых
Слайд 11процессуальные
связаны с самой процедурой экзамена
и отсутствием четкой стратегии
деятельности
Слайд 12Познавательные процессы
внимание
память
речь
мышление
воображение
Особенности
владеет приемами переключения
внимания, может самостоятельно правильно организовать свое внимание
выделяет существенное, систематизирует, формулирует то, что запомнилось
богата по лексике, гибкая в интонации
близко к мышлению взрослого
самоконтроль
Слайд 13По результатам тестирования причинами волнения являются
Слайд 15На что нам нужно обратить внимание
повышаем голос;
произносим фразу
типа «учитель здесь пока
ещё я»;
оставляем последнее слово за
собой;
используем позы и жесты, которые «давят», говорим «сквозь зубы»;
используем оскорбительные, унижающие
выражения;
прибегаем к сарказму;
обращаемся к оценке характера;
Слайд 16
действуем как начальник (с превосходством);
втягиваем других людей в
конфликт;
настаиваем на своей правоте;
читаем проповеди;
оправдываемся, защищаемся, снисходительно
соглашаемся;
делаем обобщения «вы все одинаковы»;
изображаем негодование;
придираемся;
передразниваем учеников;
сравниваем одного ученика с другим;
командуем, требуем, давим
Слайд 17Советы учителю
при подготовке к экзаменам
составьте план подготовки по вашему предмету
и расскажите о нем учащимся;
дайте учащимся возможность оценить их
достижения в учебе;
не говорите с учащимися об экзамене слишком
часто;
используйте при изучении учебного материала
различные педагогические технологии, методы
и приемы;
Слайд 18учите учащихся работать с критериями оценки
заданий;
не показывайте страха и беспокойства по поводу
экзамена;
хвалите своих учеников (эффект Розенталя);
обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни;
поддерживайте внеучебные интересы учащихся;
общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу
запомнить, вовлекай меня - и я научусь»(Б.Франклин)
Слайд 19Учесть
акцентировать внимание на поступках
(поведении), а не на личности;
управлять своими
эмоциями;
не усиливать напряжение ситуации;
обсуждать проступок позже;
позволять ученику «сохранить лицо»;
не
демонстрировать агрессивное поведение
Слайд 20Практические аспекты организации
подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ,
учителям
– предметникам,
классному руководителю
Учителям-предметникам необходимо:
адекватно оценивать в течение всего
учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
Слайд 21
индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей
фиксацией трудностей,
возникающих при выполнении заданий;
провести анализ
собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования;
составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ОГЭ и ЕГЭ
Слайд 22
Рекомендации выпускникам
составляйте план своей работы;
вставайте
пораньше и используйте утренние часы для
подготовки самых сложных
вопросов;
повторяйте прочитанный материал не менее 4 раз;
обязательно учите все ответы на вопросы, а не отбирайте
«на счастье» только часть их!
Слайд 23
сделайте себе установку на запоминание материала, что
существенно сократит время
на запоминание;
увеличьте продолжительность своего сна на 1 час;
утром и
в середине дня бывайте по 30 – 40 минут на свежем
воздухе;
регулярно в перерывах между занятиями устраивайте
физкультурные минутки
Слайд 24
используйте «активное», а не пассивное повторение
материала, т.е. пересказ его по памяти;
используйте приемы
логического, осмысленного
запоминания;
составляйте для этого план ответа;
выясните свой ведущий тип памяти (зрительный,
слуховой, моторный)
Слайд 25
при хорошей зрительной памяти выделяйте специаль-
ными знаками отдельные места записей;
при хорошей звуковой памяти читайте запоминаемый
материал вслух;
при выраженной памяти
на движения используйте
повторную сокращенную запись материала;
после изучения раздела сделайте паузу в работе и
только после этого приступайте к новому разделу
Слайд 26ЕГЭ -лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще
предстоит пройти.
Никто не может всегда быть совершенным.
Не ошибается тот, кто
ничего
не делает.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ.
Слайд 27Советы классного руководителя родителям
В период экзаменов родителям нужно создать комфортные
условия для подготовки ребенка и ... не мешать ему. Поощрение,
поддержка, реальная помощь помогут ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника.
Слайд 28
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности.
Обеспечьте своему выпускнику
удобное место для занятий!
Часто, щедро и от всей души говорите
ребенку о том, что он (она) -самый(ая) любимый(ая), что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Слайд 29
Психологическая поддержка -
это процесс, в котором взрослый
помогает ребёнку
поверить в себя
и свои способности
Слайд 30Психологическая помощь
8 800- 2000-122
52-59-54
52-59-59
52-59-55