Слайд 1Дидактические игры по обучению диалогической речи
Слайд 2«Отвечай быстро»
Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры:
Воспитатель, держа мяч, становится
в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
Сейчас я
назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
Слайд 3«Заказ такси по телефону»
Цель: Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая
телефонный этикет.
Ход игры:
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей
нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
На какое время вам нужна машина?
На 8 часов утра.
Ваш адрес...
Куда поедете?
В детскую поликлинику.
Назовите ваш телефон.
Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
Спасибо. До свидания.
Слайд 4«Ошибка»
Цели: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно
относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в
ответ на верные сообщения.
Ход игры:
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
Карлсон жил в маленьком домике у леса.
Пятница идет после среды.
Буратино — один из жителей цветочного городка.
Мыть руки вредно для здоровья.
Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
Если на деревьях есть листья, то это лето.
Слайд 5«Волшебный ключ»
Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения
просьбы-разрешения.
Ход игры:
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель
приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
Разрешите пройти.
Разрешите, пожалуйста.
Позвольте пройти.
Пропустите меня, пожалуйста.
Вы не могли бы пропустить меня?
Если можно, пропустите, пожалуйста.
Извините, я могу пройти?
Слайд 6«Садовник и цветы»
Цель: способствовать развитию диалогической речи; учить внимательно слушать;
вежливо отвечать собеседнику.
Ход игры:
Пять, шесть играющих выбирают карточку с изображением
цветка (ведущему показывать нельзя) и садятся на стулья, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название. Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку».
Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул.
Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Слайд 7«Похожи – не похожи»
Цель: способствовать развитию диалогической речи; учить терпеливо относиться
к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Материал: предметные
картинки с изображением различных животных, предметов, растений.
Ход игры:
играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картинки. Одна команда доказывает, что объекты похожи. Другая команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыба, ромашка и календула, дерево и цветок и т.п.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи: они обе живые.
- Не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
- Похожи: они оба приносят пользу.
- Они не похожи: выглядят по-разному.
- Похожи: они обе кусаются.
Обсуждение каждой пары – отдельный раунд. Побеждает та команда, за которой осталось последнее слово.