Слайд 1КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Слайд 2«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота
сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но
эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях»
В.П. Кащенко
Слайд 3Поведение - психологическая и физическая манера вести себя с учетом
стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.
нарушения поведения
– это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.
В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.
Слайд 4основные группы нарушений
1. психологические и социальные проблемы:
дефекты правового и нравственного
сознания (воспитания);
содержание потребностей личности;
особенности характера;
особенности эмоционально-волевой сферы ребенка
2.
психические и психофизиологические расстройства (заболевания):
наличие у ребенка серьезных психических расстройств;
пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения;
Слайд 5Характерологические (непатологические): преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно
только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе,
только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.
Патохарактерологические (патологические): психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.
Слайд 6Условно патологическое нарушение поведения
Патологическое нарушение поведения
Слайд 7 Виды и классификация нарушений поведения:
Агрессивное поведение.
Воровство.
Уходы из дома.
Ложь и фантазирование.
Чрезмерное
увлечение компьютерными играми, игровыми автоматами.
Отклонения в сексуальном поведении.
Слайд 8АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Факторы, способствующие формированию «злокачественной агрессии»:
Внешние: ранняя детская депривация,
физические наказания, телевидение, пример взрослых, среда.
Внутренние: депрессия, неразвитость эмоций,
чувств (эмпатии), несформированность чувства единения, принадлежности, лёгкость возникновения фрустраций.
Одной из форм агрессии как действия является жестокость.
В юридическом смысле жестокость – это особо брутальные способы совершения преступлений. Жестокость может быть преднамеренной или непроизвольной, реализовываться в действиях или словах, а также в воображении. Жестокость как личностная черта – это стремление к причинению страданий людям или животным.
Слайд 9Типы агрессии у детей
Гиперактивно - агрессивный
Агрессивно - обидчивый
Агрессивно
- боязливый
Оппозиционно - вызывающее поведение
Агрессивно - бесчувственный
Слайд 10Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у подростков.
Специалисты, работающие с подростками правонарушителями,
сталкиваются со следующим эффектом групповой работы: когда созданы условия для
социализации подростков и развития у них коммуникативных навыков и формирования волевой сферы – подростки, объединившись в группу, склонны к созданию преступной группировки.
Основной акцент практической работы с подростками правонарушителями – формирование адекватных ценностных установок, принятие этических и моральных правил и законов, конструктивное решение конфликтных ситуаций и социально приемлемое поведение в ситуациях связанных с гневом и агрессией.
В ряде случаев для эффективного гашения подростковой агрессии требуется срочное вмешательство. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных ситуациях.
Слайд 11Правила экстренного вмешательства
Правило 1: "Игнорировать незначительную агрессию"
Правило 2: "Акцентировать внимание
на поступках (поведении), а не на личности подростка".
Правило 3: "Контролировать
собственные негативные эмоции»
Правило 4: "Не усиливать напряженные ситуации"
Правило 5: "Обсуждать проступок»
Правило 6: "Сохранять положительную репутацию
Правило 7: "Демонстрировать модели неагрессивного поведения»
Слайд 12ЛОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Сформулировать мотив поведения (почему ты так себя
ведешь…)
2. Осознать ЧТО выводит и ЧТО запускает механизм агрессии…
3. Найти
другие формы реагирования вместо агрессии…
Слайд 13СТУПЕНИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Ступень 1: Что я должен делать?
Ступень 2:
Мне надо исследовать свои возможности.
Ступень 3: Мне бы лучше сосредоточиться
и сконцентрироваться.
Ступень 4: Мне нужно сделать выбор.
Ступень 5: Я правильно сделал или совершил ошибку.
Слайд 14ВОРОВСТВО
ВОРОВСТВО- любые действия направленные на присвоение чужих вещей.
Причины воровства.
Личностные позиции
(они могут не осознаваться ребенком)
Чувство одиночества, обиды, фрустрированность.
Отсутствие сложившейся системы
саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций.
Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным (“полевым”) побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.
Отсутствие силы “Я” (ответственности, самостоятельности и т.п.).
Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
Неумение открыто выражать желания, добиваться целей.
Слайд 15Мотивы воровства:
Соблазн
Решение проблем со сверстниками, самооценкой
Эксперимент
Компенсация эмоциональной депривации (компенсация нелюбви)
Фиксация
наказания
Клептомания (F63.2)
Описанные выше причины появления мотивов воровства,
в свою очередь, имеют основания - нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего взаимоотношений в семье.
Слайд 16Этапы работы
Возрастной ценз (учет возраста)
Выяснить откуда берет
Выяснить как наказали в
первый раз
Возможность насилия в семье, состояние депривации
Отношение семьи к деньгам
Как
подкрепляется родителями
1.Работа с родителями (не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось)
2.Работа с ребенком (психологическая коррекция).
Если ворует много это зависимость.
Слайд 17Желательная реакция родителей на детское воровство
Поведенческий компонент – навыки и
умения действовать определенным образом
Когнитивный компонент – знания о том, что
является предметом отношений
Эмоциональный компонент – морально-этическая оценка события, ситуации
Слайд 18
Выбор адекватной реакции на воровство ребенка и подростка
1) «формальные» или
ролевые отношения, предполагающие восприятие другого (ребенка взрослым или взрослым ребенка)
не как личности, но социальной единицы, определенной роли;
2) конфликтные, эмоционально напряженные отношения, не содержащие эмоционально позитивных оценок друг друга;
3) гармоничные отношения, проявляющиеся в стремлении сотрудничать, взаимодействовать.
Слайд 19Психологическая коррекция.
Коррекцию необходимо проводить в направлении выявленных личностных причин
воровства.
Беседа (или ряд бесед) с психологом разворачивается по традиционному для
психотерапевтической работы плану:
- установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка;
- выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении;
- устранение – по возможности – этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия;
- оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка.
Слайд 20Профилактика воровства
Не провоцировать ребенка.
Не проявлять постоянную тревожность относительно того, что
ребенок может совершить воровство.
Спокойно отвечать на вопросы ребенка о
воровстве, предположения его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь.
Не остро эмоционально, но четко, в доступной пониманию ребенка форме, реагировать на любые стремления ребенка взять что-то, не принадлежащее ему.
Запрещение воровства следует сочетать с некоторой компенсацией (эмоциональная поддержка)
Осуществить “вещественную компенсацию” лишения ребенка чужой вещи.
Предотвратить или устранить чувство “заброшенности” и одиночества у ребенка.
Обучать ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой вещью или посмотреть ее.
Слайд 21Ложь и фантазирование
Причины вранья:
Страх наказания
Интерес. Адреналин
Получение выгоды
Получение внимания
Страх обидеть
Страх потерять
любовь родителей
Соединить родителей….
Фантазирование – получение моральной выгоды
- Компенсация тревоги
- моральное,
эмоциональное удовлетворение, уход от реальности
+ развитие интеллектуальных способностей
Слайд 22Последствия
тревога, страх разоблачения
Неуверенность
Нарушение взаимоотношений со сверстниками
Искажение картины мира
(привыкает к такой модели поведения)
Не приучаются преодолевать трудности
Толчок к необдуманным
поступкам (сжег дневник, суицид)
При фантазировании – уход от реальности
Слайд 23Этапы работы
Выяснить не врут ли они ребенку сами
Не ловить ребенка
на вранье
Выяснить источник вранья (истинная причина)
Договор для всех
Довести до минимума
реагирование…
Слайд 24ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО
Мотив: 1, ОТ конфликтов, скандалов
2. К наркотикам
друзьям.
Мотивированный уход (психологически понятные причины)
Немотивированный уход (патология, возникающая в рамках
психических расстройств)
Слайд 25Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества
легкая:
• не более чем
на 7 дней 1 раз в месяц
• ночное посещение компьютерных
клубов, попрошайничество, прогулы
• критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности
средняя:
• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца
• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках
• противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости
Тяжёлая:
• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев
• асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность
• невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.
Слайд 26Рекомендации родителям, по предупреждению ситуации уходов и побегов подростков из
дома
1. Партнерские отношения.
2. Общение со сверстниками .
3.
Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома.
4. Совместный досуг.
5. Доверительные отношения в семье.