Слайд 1Влияние воспитания на формирование произвольного поведения
школьника.
Выполнила работу
учитель начальных классов
МБОУ
«СОШ№65» с углублённым изучением английского языка
Г.Перми
Тютрюмова А.А.
Слайд 2Цель:
Содействовать повышению эффектив-
ности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
Слайд 3Воспитание не может осуществляться без такого процесса как общение.
Общение
– субъект субъектное взаимодействие, в котором происходит обмен информацией, выработка
единой стратегии взаимодействия, понимание человека человеком.
Слайд 4Ребёнок , стремясь удовлетворить свои потребности, пытается выразить свое недовольство
или удовлетворение определённым видом поведения. Зачастую этот стиль поведения закрепляется
и переходит в черту характера.
Характер – неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении.
Слайд 5Две группы черт характера:
-Черты, в которых проявляется отношение человека
к окружающим людям и обществу в целом: коллективизм, эгоизм, чуткость,
грубость, общительность, аккуратность, небрежность, безответственность, инициативность и т.д.
- Волевые черты характера: целеустремлённость, настойчивость, решительность, самообладание, смелость, выдержка, терпение и т.д.
Слайд 6Младший школьный возраст.(Особенности общения)
- Период перехода в новую систему
отношений с окружающими людьми.
-Период отношений, требующий подчинения новым правилам жизни.
Разумная и любящая ребёнка семья помогает освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности.
Тест: «Стили воспитания».
Слайд 7Сложившийся в семье стиль общения с ребёнком обретает новые нюансы.
Стили
воспитания.
1.
Авторитарный стиль:
-характеризуется высоким контролем со стороны родителей. В общении с ребёнком родители отдают приказы и ждут, что их ребёнок в точности их выполнит. Отношения холодные, отстранённые.Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём- пассивны и зависимы, а мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Слайд 82.
Либеральный стиль:
предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо
или совсем не регламентируют поведение ребёнка. Легко общаются с ним,
доверяют ему во всём, не склонны к запретам и ограничениям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Слайд 93.
Индифферентный стиль:
- с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители
не устанавливают никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения.
Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонности к отклоняющемуся поведению.
Слайд 104.
Авторитетный стиль:
- предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и
поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения( родители
открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, хорошо учатся.
Слайд 11
Описанные стили отношений к ребёнку показывают, сколь тернист
путь развивающейся детской личности. В реальной жизни всё ещё более
сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребёнку.
На воспитание также оказывает влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
Слайд 12Внутрисемейная агрессия.
Агрессивный тип личности ребёнка.
Ребёнок обеспечивает себе «место под
солнцем» нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистическими выходками.
Не умеет приспособиться
к нормативным требованиям.
Не желает подчиняться правилам поведения в обществе.
Сложно адаптироваться детям, если стиль общения родителей не совпадает со стилем общения учителя.
Слайд 13Стили общения родителей и учителя влияют на психическую и социальную
активность ребёнка.
Психическая активность – потребность нормально развивающегося ребёнка в
познании окружающей жизни и самого себя, осуществляется через рефлексию, форму умственной деятельности , направленную на осмысление действий других людей и своих собственных усилий.
Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника и ведёт к развитию самосознания.
Слайд 14Через развитие самосознания ребёнка и тренировку его растущих функций можно
развивать психическую произвольность, т.е. конкретные контролируемые умения.
В эмоциональной сфере.
В сфере
общения.
В поведении.
Слайд 18Необходимо давать ребёнку возможность выбора поступков или действий. Лишая
его собственного выбора, мы лишаем возможности совершенствовать
своё поведение.
Если начать развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями ещё в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Слайд 19Памятка для родителей.
«Правила семейного воспитания»
Помните, что ваш ребёнок и ваша
семья – это самая большая ценность вашей жизни!
Не думайте о
том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом»
Внятно и доступно объясняйте своему ребёнку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.
Познакомьте ребёнка со своей работой. Пусть почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.
Рассказывайте ребёнку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свои достижения.
Сделайте так, чтобы ваше общение с ребёнком после возвращения домой было максимально интенсивным.
Слайд 20
Старайтесь сделать вашу беседу с ребёнком эмоциональной в положительном плане.
Интересуйтесь
не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его
душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
Почаще обнимайте своего ребёнка, говорите с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас.
Изучайте своего ребёнка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!
Не откупайтесь от своего ребёнка подарками, пройдёт немного времени , и он будет ждать не вас, а подарок.
Учите вашего ребёнка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим красивым, тёплым, добрым ритуалом.
Не обрывайте вашего ребёнка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслушать его.
Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это даёт ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, даёт ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребёнка этого ощущения!
Помните! Лишая своего ребёнка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!
Помните – бумерангу свойственно возвращаться!
Слайд 21Памятка правил поведения для родителей.
НЕЛЬЗЯ:
1. Устанавливать
правила на ходу.
2.Менять свои требования, когда речь идет о соблюдении
основных семейных правил.
3. Стыдить ребенка.
4. Злоупотреблять властью, подавляя личность ребенка.
5. Делать так, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя виноватым.
6. Ругать и оскорблять ребенка.
7. Слишком сурово наказывать.
8. Предоставлять ребенка самому себе.
9. Читать ребенку мораль.
10. Чрезмерно опекать ребенка или потакать ему.
11. Переоценивать или недооценивать способности ребенка.
12. Ухаживать за ребенком как за маленьким.
13. Делать за ребенка то, что он может сделать сам.
14. Оценивать ребенка как «хорошего» или «плохого».
15. Говорить ребенку обидные слова.
16. Громко ссориться и скандалить.
Слайд 23Список литературы.
Овчарова Р.В. «Практическая психология», М.- 2001год.
ж.Классный руководитель №8,2002год.
Дереклеева Н.И.
«Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., Русское
слово, 2000г.
http:// psihologschool.ucoz.ru